История философии - архетип
Архетип
Если в личностном бессознательном основную роль играют 'комплексы' (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими 'априорными формами' познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены.
Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики.
Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят 'защитную стену символов', позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем.
Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. (см. также Юнг.) .