История философии - деконструкция
Деконструкция
Ее кризис, по мысли Деррида, ясно обнаруживает себя уже у Ницше, тексты которого представляют собой образцы разрушения гомогенной среды проводника идей 'мобильной армии метафор'. Адекватным способом постановки проблемы смысла, по Деррида, является не поиск сокрытых в интуитивной неразличенности онтологизированных абсолютов или трансцендентальных означаемых, но аналитика на уровне означающих, вскрывающая исток смыслопорождения в игре языковой формы, записанного слова, граммы.
Процедура 'вслушивания' в трансцендентальный, мужской голос Бытия, Бога, представленная, по мысли Деррида, как принцип философствования в работах Гуссерля и, в особенности, Хайдеггера, зачеркивается стратегией differance 'первописьма', предшествующего самому языку и культуре, отпечаток которого несет на себе 'письмо' то есть та динамика не-данного, гетерогенного, которое обнажается при разборке идеологического каркаса, тотализирующего текст. По мысли Деррида, вполне правомерна демаркация мира на мир Бытия как присутствия (мир presence) и мир человеческого существования (мир differance мир абсолютного исчезновения, мир без какой-либо почвы, мир, пишущийся процедурами 'истирания' Бытия и ликвидацией любых следов присутствия человека). В 'письме' центризму традиции, свертыванию игр означивания в некоторую незыблемую точку присутствия (гаранта смысла и подлинности) противопоставляется центробежное движение 'рассеяния' значения в бесконечной сети генеалогии и цитации. Отслеживая элементы письма, работу differance, Д.рассматривает совокупность текстов культуры в качестве сплошного поля переноса значения, не останавливающегося ни в каком месте в виде застывшей структуры, она подрывает изнутри фундаментальные понятия западной культуры, указывая на их нетождественность самим себе, освобождая репрессированную метафорику философских произведений, приходящую в столкновение с их идеологическим строем.
Тем самым демонстрируется сопротивление языка любому философскому (метафизическому) проекту. Внеположная тексту позиция классического интерпретатора в Д. элиминируется. Задается констатация факта 'инвагинации', внедренности, привитости одного текста другому, бесконечного истолкования одного текста посредством другого. По мысли Деррида, 'деконструкция есть движение опыта, открытого к абсолютному будущему грядущего, опыта, по необходимости неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события.
В его формальной чистоте, в той неопределенности, которую требует этот опыт, можно обнаружить его внутреннее родство с определенным мессианским духом'. (В контексте анализа текстов самого Деррида Д., в его понимании, может быть охарактеризована следующими признаками: 1) она 'не является каким-либо методом и не может им стать'; 2) любое ее 'событие' уникально и неповторимо как подпись или идиома, поскольку ее пафосом выступает 'игра текста против смысла'; 3) любое ее определение не верно, ибо тормозит ее собственную беспрерывность; 4) она не принадлежит к какому-либо субъекту индивидуальному или коллективному, применявшего бы ее к тексту или теме; 5) ее повсеместность результируется в том, что даже 'эпоха-бытия-в-Д.' не вселяет никакого оптимизма; 6) ее суть художественная транскрипция философии посредством эстетики, предполагающая осмысление метафорической этимологии философских понятий; 7) в ее рамках собственно философский язык подвергается структурному психоанализу; 8) 'она не сводима к лингвистико-грамматической или семантической модели, еще менее к машинной'; 9) она не критика в любом из ее значений, ибо сама подлежит Д.; 10) ее парадокс 'единственно возможное изобретение изобретение невозможного'; И) она 'не является симптомом нигилизма, модернизма и постмодернизма. Это последний свидетель, мученик веры конца века'.) Как заключает Деррида, 'чем не является деконструкция? да всем! Что такое деконструкция? да ничто!'. Как отмечает Деррида, 'движение деконструкции не сводимо к негативным деструктивным формам, которые ему наивно приписывают... Деконструкция изобретательна, или ее не существует.
Она не ограничивается методическими процедурами, но прокладывает путь, движется вперед и отмечает вехи. Ее письмо не просто результативно, оно производит новые правила и условности ради будущих достижений, не довольствуясь теоретической уверенностью в простой оппозиции результат констатация. Ход деконструкции ведет к утверждению грядущего события, рождению изобретения.
Ради этого необходимо разрушить традиционный статус изобретения, концептуальные и институциальные структуры. Лишь так возможно вновь изобрести будущее'. Практика Д. носит внеметодологический характер и не предлагает ограниченного набора строгих правил 'разборки'. Деррида доказывает, что для нее уязвимо практически любое философское произведение от сочинений Платона до работ Хайдеггера.
В то же время концепция 'письма', по сути, ориентирована на модернистские произведения от О. Малларме до Батая (само понятие 'письма' имеет аналогии со стилем авторов 'высокого модерна') и таким образом деструктивный пафос по отношению ко всей предшествующей традиции оборачивается конструктивными намерениями по выработке своеобразной герменевтической модели, теоретического обеспечения литературного авангарда.
Двигаясь 'от апофатического к апокалиптическому и от него к мессианизму', Д. вправе полагаться исключительно на себя самое, выступая в качестве собственного предельного предисловия: шесть предшествующих попыток аналогичного толка (трех мировых религий, Маркса, Беньямина и Хайдеггера) явно не удались (Ж.Капуто). К Д., выступающей одновременно и философской позицией (по Деррида, научением открытости будущему 'неистребимым движением исторического открытия будущего, следовательно, опыта самого по себе и его языка'), и литературно-критическим течением, пытающейся сблизить, в пределе слить Философию и Литературу, непосредственно примыкают направления франко-американской 'новой критики' в лице П.
де Мана, X. Блума, Ф. Соллерса, Кристевой и др. .