История философии - эон
Эон
божеству, трансцендирующему как пространство, так и время. В эпоху эллинизма персонифицированный Э. в качестве божества становится объектом религиозного культа (Э.-Зурван в мистериях Митры). В традициях раннего христианства 'Э.' приобретает новое значение 'мир', но мир в его временном историческом развертывании в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени.
В дальнейшем понятие Э. употреблялось в схожих контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Д.Андреевым). У Х.Л.Борхеса в описании 'Вавилонской лотереи' ('...если лотерея является интенсификацией случая, периодическим введением хаоса в космос, то есть в миропорядок, не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном? Разве не смехотворно, что случай присуждает кому-то смерть, а обстоятельства этой смерти секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час неподвластны случаю?.. В действительности, число жеребьевок бесконечно.
Ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождая другие. Невежды предположат, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного времени; на самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой') очевидна проблема: какому же именно времени не нужна бесконечность, а достаточно лишь быть 'бесконечно делимым'.
Согласно Делезу, по существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Э. в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мнению Делеза, 'величие мысли стоиков' и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как совокупности 'изменчивых настоящих' и как 'бесконечного подразделения на прошлое и будущее') одновременно необходимы и взаимоисключаемы. С точки зрения Делеза, ' ...в одном случае настоящее это всё; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае настоящее это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которые оно разделено... Именно этот момент без 'толщины' и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее... Э. это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от настоящего... Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлое и будущее... одно имеет всегда определенный вид оно либо активно, либо пассивно; другое вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи... Э. это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств... Каждое событие в Э. меньше наимельчайшего отрезка в Хроносе; но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделяясь в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э.и становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях... Э. прямая линия, прочерченная случайной точкой.., чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего... Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие коммуницирует со всеми другими, и все вместе они формируют одно Событие событие Э.
, где они обладают вечной истиной. В этом тайна события: оно существует на линии Э., но не заполняет ее... Вся линия Э. пробегается 'Вдруг', непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места... /Ср. 'Вдруг' у Платона это 'atopon', т.е. то, что лишено места -А.Г./... Только Хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает меру.
Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не находя в нем пристанища События всех событий... Язык непрестанно рождается в том направлении Э., которое устремлено в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается'. В целом разведение терминов 'хронос' (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте количественных интервалов его) и 'Э.' имело и имеет важное значение для философской традиции Западной Европы. (см. также Событие, Плоскость.) .