История философии - хаос
Хаос
(греч. chaos зияние; от chasco разеваю) в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X.
как фактор самоструктурирования нелинейной среды: 'порядок из X.', по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: 'Идиллия южных морей' Э.
Х.Нольде, 'Борьба форм' Марка; саморефлексия П.Клее: 'Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало' и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семантических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. НАРРАТИВ). Предметность реализует себя как аструктурная ризома, каждое плато которой может быть прочитано для того, чтобы в тот же момент рассыпаться, сменившись новым (ср.с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: 'свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном' у Аристотеля). Аналогичен концепт 'тела без органов' в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система, но моделирующая X.
целостность как 'постоянно созидающая себя среда', оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, 'интенсивная зародышевая плазма' или 'яйцо среда чистой интенсивности' (Делез и Гваттари) ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X.
обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты, как внутренняя активность и креативный потенциал. (см. ХАОСМОС, КОСМОС.) .