Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - лакатос

Лакатос

(Лакатош) (настоящая фамилия Липшиц) (Lakatos) Имре (1922-1974) венгерско-британский философ и методолог науки, ученик Поппера. Родом из Венгрии, участник антифашисткого сопротивления, после установления в Венгрии коммунистического режима некоторое время работал в Министерстве образования, был обвинен в 'ревизионизме', арестован и более трех лет провел в лагере.

В 1956 под угрозой очередного ареста эмигрировал в Австрию, затем переехал в Англию, где и прошла вся его философско-методологическая деятельность. Преподавал в Кембридже, с 1960 в Лондонской Школе экономики. Основные работы: 'Доказательства и опровержения' (1964), 'Фальсификация и методология научно-исследовательских программ' (1970), 'История науки и ее рациональные реконструкции' (1972), 'Изменяющаяся логика научного открытия' (1973) и др.

Деятельность и взгляды Л. необходимо понимать в контексте интеллектуальной ситуации, сложившейся в методологии науки, после того как программа Венского кружка, не выдержав натиска критики, зашла в тупик. Обычно эту ситуацию обозначают термином 'постпозитивизм'. Новая ситуация характеризовалась сменой основных проблемных узлов, подходов и концепций.

Проблема логического обоснования научного знания радикально трансформируется и в конечном счете 'снимается' благодаря выдвижению на передний план фальсификационистской точки зрения, проблематики исторической динамики и механизмов развития науки. Л. включается в эту ситуацию на этапе, когда 'критический рационализм' Поппера уже вытеснил неопозитивистов с ведущих позиций и в свою очередь сам выступил объектом проблематизации и критики.

Критика, обозначившая слабые и уязвимые места в позиции попперианцев, потребовала не только пересмотра ряда исходных положений, но и выдвижения качественно новых идей в развитие подхода. Именно Л. принадлежит здесь наиболее значительная роль. Дискуссии между сторонниками Поппера, наиболее ярким представителем которых и был Л.

, и их оппонентами (Кун, Фейерабенд) стали центральным моментом в методологии науки на рубеже 1960-1970-х. Свою научную деятельность Л. начал как методолог математики. Широкую известность получила его книга 'Доказательства и опровержения', в которой Лакатос предложил собственную модель формирования и развития понятий в 'содержательной' математике XVII-XVIII вв.

Как показал Л., в рассматриваемый период развитие математического знания определялось не столько формализованными процедурами дедуктивного построения теорий, сколько содержательным процессом 'догадок и опровержений', в котором новые понятия оттачивались и уточнялись в столкновении с контрпримерами. Интересно, что сама книга написана не в форме исторического исследования, а в форме школьного диалога.

Используя диалогический метод, Л. искусственно конструирует проблемную ситуацию, в которой происходит вычленение нового идеального содержания, фиксируемого впоследствии в понятии 'эйлерового многогранника'. Такой подход оказался вполне оправдан, поскольку сами факты логики науки, на основе которых могут формулироваться общие методологические положения, не являются чем-то непосредственно данным в историческом материале, а требуют специального конструирования или, в терминах самого Л., 'рациональной реконструкции'. Рациональная реконструкция у Л. изначально отлична от реальной истории и создается специально в целях рационального объяснения развития научного знания. 'Доказательства и опровержения' остаются одним из наиболее ярких образцов подобной работы. Роль рациональных реконструкций в логике науки определяется прежде всего критическими процедурами: сами реконструкции конечно же могут быть подвергнуты критике за недостаток историзма и несоответствие реальной истории, но зато они дают возможность занять критическую точку зрения по отношению к самой истории теперь и сама наука может критиковаться за недостаток рациональности и несоответствие собственным методологическим стандартам. Хотя 'Доказательства и опровержения' были написаны целиком в русле попперовской концепции, сама идея рациональных реконструкций получила свое дальнейшее развитие именно в подходе Л.

Эта идея призвана была примирить методологический фальсификационизм Поппера с требованиями исторического объяснения и соответствия реальной истории. Выход 'Структур научных революций' Куна и вызванные этой работой дискуссии заставили Л. пересмотреть и уточнить ряд положений фальсификационизма. Новая позиция была обозначена Л.

как 'утонченный фальсификационизм'. Новым здесь было то, что необходимость опровержения и отбрасывания теории на основании одних лишь отрицательных результатов эмпирических проверок отрицалась. Простое соотнесение теории и опыта признавалось недостаточным. Достаточным основанием становится наличие лучшей теории, способной не только объяснить полученные контрпримеры, но и предсказать новые факты.

В отсутствие лучшей перспективы теория не должна отбрасываться, тем более что в соответствии с тезисом Дюгема-Куайна всегда возможна такая коррекция контекстуального 'фонового' знания, которая выводит из-под удара базовые положения теории. Таким образом для принятия обоснованного методологического решения необходимо сопоставление различных конкурирующих теорий, оценка их эвристического потенциала и перспектив развития.

Ведущей становится идея, согласно которой движущим механизмом развития научного знания выступает конкуренция различных концептуальных точек зрения и их постоянный сдвиг под влиянием аномальных опытных фактов. Понятие 'прогрессивного сдвига' фиксирует такую трансформацию теории путем ее переинтерпретации или добавления вспомогательных гипотез которая не только устраняет 'аномалии', но и увеличивает эмпирическое содержание, часть которого находит опытное подкрепление. Если Поппер делал основной акцент на негативных процедурах опровержения и выбраковки ложных теорий, то Л. смещает акцент скорее на позитивные процедуры ассимиляции новых идей в рамках исходных гипотез, позволяющие наращивать объяснительный и прогностический потенциал теорий.

Однако одного лишь уточнения позиций и смещения акцентов было недостаточно. Необходимо было выдвинуть концепцию соизмеримую с куновской концепцией 'парадигм', но, в отличие от последней, позволяющую сохранить рациональную точку зрения на процесс развития науки. И Л. делает следующий шаг, вводя понятие 'научно-исследовательской программы' и формулируя подход, названный им 'методологией научно-исследовательских программ'.

По существу он отказывается от 'научной теории' как базовой эпистемологической конструкции, констатируя ее дефициентность как относительно критериев 'научности' (проблема 'демаркации'), так и относительно проблемы развития знания. Основной единицей анализа становятся не отдельные теории, а ряды генетически связанных теорий, рациональное единство которых определено онтологическими и методологическими принципами, управляющими их развертыванием.

Исследовательские программы складываются из таких принципов и правил. 'Отрицательную эвристику' программы образуют, по Л., правила-запреты, указывающие на то, каких путей исследования следует избегать. 'Положительную эвристику' правила, определяющие выбор проблем, последовательность и пути их разрешения. Структурно-морфологически в 'программе' выделяется 'твердое ядро', содержащее основные метафизические постулаты (онтологический каркас программы), и динамичный 'защитный пояс' теорий и вспомогательных конструкций.

Отрицательная эвристика запрещает направлять правило 'modus tollens' на утверждения, входящие в 'ядро' программы. Этим обеспечивается устойчивость программы относительно множественных аномалий и контрпримеров. Подобная стратегия действовать вопреки фактам и не обращать внимания на критику, оказывается особенно продуктивной на начальных этапах формирования программы, когда 'защитный пояс' еще не выстроен.

Защитный пояс развертывается в ходе реализации имманентных целей программы, диктуемых положительной эвристикой и в дальнейшем компенсирует аномалии и критику, направленную против 'ядра'. Прогресс программы определяется прежде всего ее способностью предвосхищать новые факты. Рост 'защитного пояса' в этом случае образует 'прогрессивный сдвиг'.

Если рост 'защитного пояса' не приносит добавочного эмпирического содержания, а происходит только за счет компенсации аномалий, то можно говорить о регрессе программы. Если различные программы могут быть сопоставлены по своим объяснительным возможностям и прогностическому потенциалу, то можно говорить о конкуренции программ.

Исследовательская программа объясняющая большее число аномалий, чем ее соперница, имеющая большее добавочное эмпирическое содержание, получившее к тому же хотя бы частичное подкрепление, вытесняет свою конкурентку. Последняя в этом случае элиминируется вместе со своим 'ядром'. В отличие от куновских 'парадигм', концепция 'научно-исследовательских программ' Л.

объясняет процесс развития научного знания исключительно с точки зрения внутренних интеллектуальных критериев, не прибегая к внешним социальным или психологическим аргументам. Это придает ей выраженный нормативный характер, но конечно делает дефициентной в отношении многих исторических фактов. Тем не менее Л. привел целый ряд удачных примеров из истории науки, допускающих рациональную реконструкцию в терминах 'программ'.

Полная картина исторического развития науки естественно далека от рациональности, она складывается под воздействием как 'внутренних', так и 'внешних' факторов. Однако рациональная реконструкция оказывает обратное влияние на нас самих, она дает возможность занять нормативную и критическую позицию по отношению к истории науки, влияя тем самым на ее настоящее и будущее. По всей видимости, многие продукты научной деятельности, которые принято идентифицировать как 'теории' или 'концепции', могут быть адекватно поняты и оценены только как элементы более широких исследовательских программ. Наука в целом может быть рассмотрена как одна большая программа. Наиболее спорным моментом концепции Л. остался вопрос о принципиальной воможности рационального сопоставления конкурирующих программ на основе предложенных нормативных критериев и оправданности самих этих критериев. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лакатос
Значение слова лакатос
Что означает лакатос
Толкование слова лакатос
Определение термина лакатос
lakatos это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины