История философии - монтень
Монтень
(Montaigne) Мишель Эйкем де (1533-1592) французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи; родовое имя Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. прадедом М. сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557).
Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения: 'Опыты' (в трех книгах первая их редакция издана в 1580, окончательная в 1588), 'Путевой журнал' (написан в жанре индивидуального дневника в 1580-1581, издан в конце 18 в.) и др. В 1676 'Опыты' М. были внесены Ватиканом в 'Индекс запрещенных книг'.
Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции: в 'Опытах' М. были содержательно использованы более 3000 цитат античных и средневековых авторов.
Целью творчества М. было написание своеобычного 'учебника жизни': по М., 'нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека'. Предметом большинства эссе М. являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера (с точки зрения М.
, 'истинное зеркало нашей речи это течение нашей жизни'). М. сумел осуществить значимый поворот в системе ценностей западноевропейского интеллектуализма: 'хорошо заполненной голове' (Ф.Рабле) М. акцентированно предпочитал 'правильно выработанный разум', воспитываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмысленностям.
Основания миропонимания М. были изложены им, в частности, в эссе 'Апология Раймона Себона'. Согласно М., природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни жизни в умеренности.
Органы чувств человека несовершенны ('кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?'), способности нашего познания ограниченны лишь один Бог, согласно М., всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между 'Я знаю' и 'Я не знаю' естественно трансформируется, по мнению М., в единственно правильно поставленный вопрос: 'А что именно я знаю/ , предполагающий воздержание от суждении, подлежащих дальнейшему рассмотрению.
С точки зрения М., '... если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание'. Гносеологический скептицизм М. фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состоит из 'движения и деятельности'.При этом, М. полагал долгом любого индивида стремиться к самосовершенствованию, рассматривая самопознание как первейшую обязанность человека. Как полагал М., 'человек может быть лишь тем, кто он есть; он способен выдумывать лишь в меру собственного опыта; какие бы усилия он не предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа'.
Одоление людского невежества, по М., жизненно важно, ибо 'люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают', а '...не достигнув желаемого, они делают вид, будто желали достигнутого'. ('Об истине же, утверждал М., нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека'.) Убежденность М.
в идеях свободы и сословного равенства людей явила собой перспективнейшую компоненту эволюции идеала человеческого достоинства в рамках европейского менталитета: фраза М. 'души императоров и сапожников скроены на один манер' использовалась как эпиграф 'Газеты санкюлотов' в 1792. По мнению М., 'вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти... Предвкушение смерти есть предвкушение свободы.
Кто научился умирать, тот разучился рабски служить'. 'Опыты' М. явили собой творческую процедуру метафорического соединения мира настоящего и мира прошлого с одновременным новаторским экспериментом бессюжетного художественного 'беспорядка'. (По замечанию С.Аверинцева, 'будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка.
Темы 'Опытов' Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор 'Великого зерцала', или Фома Аквинский с обеими своими 'Суммами'.) Они оказались, видимо, первым в христианской Европе светским прецедентом создания высокоэвристичного ризоморфного (см. РИЗОМА ) гипертекста в силу глубинной укоренности в сопряженной культурной традиции используемой М.символики наряду с узнаваемостью в интеллектуальных кругах личностного ряда ассоциаций. Мысль М. о том, что 'эта книга создана мной в той же мере, в какой я создан ею' (см. Автор), была подхвачена Вольтером: 'Прекрасен замысел Монтеня наивным образом обрисовать самого себя, ибо он в итоге изобразил человека вообще'. Известна увлеченность текстом 'Опытов' М.
многих лучших представителей европейской культуры и просвещения: у Шекспира обнаружено более 700 фрагментов из этого сочинения; навсегда покидая Ясную Поляну, Л.Н.Толстой взял с собой томик М.; увлекались М. Г.Флобер, А.С.Пушкин и др. Одной из 'вечных истин' европейской культуры стала мысль М., предвосхитившая заключительные строки эпопеи 'В поисках утраченного времени' М.
Пруста: 'И что толку становиться на ходули, ведь и на ходулях нам придется идти своими ногами. И на возвышеннейшем из тронов мира мы будем восседать на собственном седалище, и ни на чем другом'. .