История философии - ортодоксия
Ортодоксия
(лат. ortos правильный, doxa мнение) 1) в теологии: эквивалент православия (не в конфессиональном, но в оценочно-семантическом его смысле); 2) в философии культуры: феномен канонического воспроизведения в рамках традиции определенной теоретической системы, обретшей аксиологически акцентированный статус учения , вне значимых семантических трансформаций ее содержания, однако, при неизбежной редукции последнего с течением времени.
В своем становлении каждая О. проходит такие этапы, как: а) содержательное становление концепции; б) оформление вокруг концептуального ядра будущей О. пояса культурных поведенческих программ, фиксирующих ее предпочтительный по отношению к другим концептуальным системам статус; в) конституирование соответствующей концептуальной системы в качестве собственно О.
, что предполагает официальное санкционирование ее со стороны внеконцептуальных структур (государство, церковь и др.) посредством придания ей статуса единственно легитимной интерпретационной стратегии в соответствующей предметной области. Оформившаяся О. исключает релятивизм трактовки, обретая черты социальной мифологии и функционируя в режиме идеологии, и в перспективе имеет тенденцию к трансмутации от организованной в форме проблемного знания концепции к замкнутому и формализованному догматическому кодексу (см.
СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ), тяготеющему при аппликации на массовое сознание к катехическим жанрам бытия в культуре. В философии постмодерна О. интерпретируется в качестве аксиологически выделенной 'метанаррации', или 'большой наррации', в рамках классики и модерна (Лиотар) в отличие от принципиально плюральных постмодернистских нарративных практик (см. НАРРАТИВ, ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИИ). .