История философии - парацельс
Парацельс
Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином 'элементы' П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же 'стихийные сущности' (elemental essenses) П.
именовал их незримые духовные составляющие. В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зримого мира) заполнен сонмами 'эфирных' 'природных духов' ('стихий'), включающих в себя 'гномов, ундин, сильфов и саламандр'.
Все они непостижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные духи, по П., это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов быстротой движений.
Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синтезирующей достижения физики, химии, физиологии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. ('...Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом.
Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению...') П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными 'герметической терапии' того времени: вызыванием духов; 'вибрацией' цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.
П. автор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., результат процесса самооткровения. Потенциал человека обусловливается характером его взаимоотношений с природой творением Божьего промысла: '...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами.
То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги это разные земли. И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы'. Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей. Человек ('микрокосмос') обладает божественной душой источником познания, нравственности и блаженства.Противником души, по П., выступают вампиры астральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., 'здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение.
Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей.
Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...'. Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней телесного, душевного и духовного. .