История философии - салливан
Салливан
Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). При жизни С. опубликовал единственную книгу 'Концепции современной психиатрии' (1947). Ученики и последователи С. опубликовали его книги 'Межличностная теория психиатрии' (1953), 'Психиатрические беседы' (1954), 'Клинические исследования в психиатрии' (1956), 'Шизофрения как человеческий процесс' (1962), 'Психопатология личности' (1972) и др.
Дистанцировавшись от некоторых биологизаторских подходов психоанализа, С. осуществил его социологическую модернизацию, создав 'межличностную теорию психиатрии', утвердившую реальные и воображаемые межличностные отношения в качестве главной детерминанты психической эволюции человека. Как отмечал С., 'личность никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых она живет'.
По мысли С., представления о целостности отдельной личности являются мифом: он разработал концепцию личности как многокомпонентной системы, являющей собой продукт межличностных отношений и существующей только в них. Согласно С., личность оказывается лишь 'квазистабильным фокусом в системе межперсональных отношений' или 'относительно устойчивой моделью повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь'.
Главным мотивом социального поведения С. рассматривал гомеостазис. В контексте социально-исторической изменчивости природы межличностных отношений, С. вычленил ряд стадий онтогенетического развития личности. В качестве основных элементов структуры личности С. полагал: 1) систему динамизмов (особых энергетических образований, обеспечивающих удовлетворение потребностей и проявляющихся в межличностных отношениях).
'Динамизмы', как полагал С., суть механизмы мышления и памяти, реализующие, в частности, функцию защиты от внешнего беспокойства; 2) систему персонификаций (сформировавшихся образов себя и окружающих, стереотипно определяющих отношение к себе и другим); 3) систему когнитивности (когнитивных процессов), включающую в себя 'прототаксис' инфантильное, бессвязное течение и переживание идей, 'паратаксис' фиксацию связей лишь между связанными во времени событиями, безотносительно к их логическому значению и 'синтаксис' оперирование символами, значение которых принимается и разделяется социальной группой. В качестве основного механизма защиты личности С. рассматривал 'систему самости', являющую собой особую инстанцию личности, санкционирующую и запрещающую различные образцы поведения в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Основной целью собственных теоретических и практических разработок С. считал формирование адекватного приспособления личности к окружающим людям посредством развития ее защитных механизмов. Разработал метод 'психиатрического интервью' ('психиатрической беседы'), обеспечивающей активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию. Оказал влияние на развитие модернистских версий психоанализа, психиатрию, психологию и социологию малых групп. .