Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - структурализм

Структурализм

обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет 'Курса общей лингвистики' Соссюра, в котором содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития этого метода.

Во-первых, рассматривая язык как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто только во взаимосвязи каждого элемента с другими, включенности элементов в определенную систему отношений.

Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить 'конкретные языковые сущности', элементарные единицы значения, из которых складывается язык; так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в 'Курсе...' было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей 'материи' языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием.

Начиная с 1920-х идеи Соссюра воспринимаются и развиваются в различных школах структурной лингвистики: Пражским лингвистическим кружком, Копенгагенской глоссематикой, американской дескриптивной лингвистикой. Заметно также влияние соссюрианства на гештальт-психологию и русский формализм. В 1928 выходит 'Морфология сказки' В.Проппа, положившая начало структурному анализу текстов.

В 1950-х работы Леви-Стросса определяют новый этап в развитии метода собственно С. (наличие философских импликаций) или 'французский С.' основные представители: Р.Барт, Фуко, Лакан. Впрочем, сам Леви-Стросс не причисляет последних к 'аутентичному' С.

, замысел которого, по Леви-Строссу, состоял в переносе конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Стросс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.

д. И Фуко, и Р.Барт, и Лакан работают в стороне от проекта 'материализации' гуманитаристики. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р.Барт ищет структурно-семиотические закономерности в 'языках' различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.

п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии. В общем С. может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих для 20 в. философских стратегий: 1) десубстанциализации традиционной метафизики, систематически начатой еще Кантом и наиболее драматично продолженной Ницше. Утверждая, что реляционные свойства элементов отличаются доступностью для гуманитарного познания и не меньшей, если не большей, гносеологической ценностью, чем субстанциональные, С.

практически оставляет за пределами внимания кантовскую 'вещь-в-себе'. Отсюда понимание собственного метода ведущими представителями С. как кантианства без трансцендентального субъекта или исторического априоризма. Ницшеанские декларации смерти Бога трансформируются в С. в констатации 'конца Человека', 'смерти Автора', неадекватности понятий 'произведение', 'творчество' и т.

д.; 2) экспликации внеразумных оснований разума, вехами развития которой стали работы Маркса и Фрейда. Различные понятийные конструкты 'ментальные структуры' Леви-Стросса, 'эпистема' Фуко, 'символический порядок' Лакана претендуют на формализацию, развитие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного; 3) неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями.

Доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа и ориентация на семиотику, изучающую внутреннее строение знака и механизмы означения в противоположность англо-саксонской семиологии, занимающейся преимущественно проблемами референции и классификации знаков (Пирс).

В 19701980-е как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его аисторичностью, формализмом, а порой крайними формами сциентизма. Принципиальная бесструктурность целого региона человеческого существования становится отправным пунктом так называемой 'философии тела'. Положения 'позднего' Р.

Барта, Фуко периода 'генеалогии власти', Дерриды, Эко, Делеза, Бодрийяра и др. об 'открытости произведения', социально-политических контекстах 'структур', переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя определяют характер 'второй волны' С. или постструктурализма.

(см. также ОЗНАЧИВАНИЕ, СМЕРТЬ АВТОРА, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ТЕЛО, ТЕЛЕСНОСТЬ, СКРИПТОР.) .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое структурализм
Значение слова структурализм
Что означает структурализм
Толкование слова структурализм
Определение термина структурализм
strukturalizm это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины