Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - винер

Винер

(Wiener) Норберт (1894-1964) математик, основатель кибернетики (США). Важнейшие труды: 'Поведение, целенаправленность и телеология' (1947, в соавторстве с А.Розенблютом и Дж.Бигелоу); 'Кибернетика, или управление и связь в животном и машине' (1948, оказал определяющее влияние на развитие мировой науки); 'Человеческое использование человеческих существ.

Кибернетика и общество' (1950); 'Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее' (1958); 'Акционерное общество Бог и Голем' (1963, русский перевод 'Творец и робот'). Автобиографические книги: 'Бывший вундеркинд. Мое детство и юность' (1953) и 'Я математик' (1956). Роман 'Искуситель' (1963). Национальная медаль науки за выдающиеся заслуги в области математики, техники и биологических наук (высшее отличие для ученых США, 1963). В. родился в семье иммигранта Лео В., еврейского уроженца г. Белосток (Россия), отказавшегося от традиционного иудаизма, последователя учения и переводчика произведений Л.Толстого на английский язык, профессора современных языков Университета Миссури, профессора славянских языков Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс).

По изустной традиции семьи В., их род восходил к еврейскому ученому и богослову Моисею Маймониду (1135-1204), лейб-медику султана Салах-ад-дина Египетского. Ранним образованием В. руководил его отец по собственной программе. В 7 лет В. читал Дарвина и Данте, в 11 окончил среднюю школу; высшее математическое образование и первую ученую степень бакалавра искусств получил в колледже Тафте (1908).

Затем В. учился в аспирантуре Гарвардского университета, там же изучал философию у Дж.Сантаяны и Ройса, Магистр искусств (1912). Доктор философии (по математической логике) Гарвардского университета (1913). В 1913-1915 при поддержке Гарвардского университета продолжил образование в Кембриджском (Англия) и Геттингенском (Германия) университетах. В Кембриджском университете В. изучал теорию чисел у Дж.Х.Харди и математическую логику у Рассела, который '...внушил мне весьма разумную мысль, что человек, собирающийся специализироваться по математической логике и философии математики, мог бы знать кое-что и из самой математики...' (В.

). В Геттингенском университете В. был слушателем курса философии у Гуссерля и курса математики у Гильберта. В связи с первой мировой войной возвратился в США (1915), где завершил образование в Колумбийском университете (Нью-Йорк), по окончании которого стал ассистентом кафедры философии Гарвардского университета. Преподаватель математики и математической логики в ряде университетов США (1915-1917).

Журналист (1917-1919). Преподаватель кафедры математики Массачусетского технологического института (МТИ) с 1919 и до ухода из жизни; полный профессор математики МТИ с 1932. Ранние работы В. вел в области оснований математики. Работы конца 1920-х относятся к области теоретической физики: теории относительности и квантовой теории. Наибольших результатов как математик В.

достиг в теории вероятностей (стационарных случайных процессах) и анализе (теории потенциала, гармонических и почти периодических функциях, тауберовых теоремах, рядах и преобразованиях Фурье). В области теории вероятностей В. практически полностью изучил важный класс стационарных случайных процессов (позднее названных его именем), построил (независимо от работ А.

Н.Колмогорова) к 1940-м теории интерполяции, экстраполяции, фильтрации стационарных случайных процессов, броуновского движения. В 1942 В. приблизился к общей статистической теории информации: результаты изданы в монографии 'Интерполяция, экстраполяция и сглаживание стационарных временных рядов' (1949), позднее издавалась под названием 'Временные ряды'.

Вице-президент Американского математического общества в 1935-1936. Поддерживал интенсивные личные контакты со всемирно известными учеными Ж.Адамаром, М.Фреше, Дж.Берналом, Н.Бором, М.Борном, Дж.Холдейном и др. В качестве приглашенного профессора В. читал лекции в Университете Циньхуа (Пекин, 1936-1937). Время работы в Китае В. считал важным этапом, началом зрелости ученого мирового класса: 'Мои труды начали приносить плоды мне удалось не только опубликовать ряд значительных самостоятельных работ, но и выработать определенную концепцию, которую в науке уже нельзя было игнорировать'.

Развитие этой концепции прямо вело В. к созданию кибернетики. Еще в начале 1930-х В. сблизился с А.Розенблютом, сотрудником лаборатории физиологии У.Б.Кеннона из Гарвардской медицинской школы, организатором методологического семинара, объединившего представителей различных наук. Это облегчило для В. знакомство с проблемами биологии и медицины, укрепило его в мысли о необходимости широкого синтетического подхода к современной ему науке.

Применение новейших технических средств во время второй мировой войны поставило противоборствующие стороны перед необходимостью решения серьезных технических проблем (в основном в области противовоздушной обороны, связи, криптологии и др.). Основное внимание уделялось решению проблем автоматического управления, автоматической связи, электрических сетей и вычислительной техники.

В., как выдающийся математик, был привлечен к работам в этой области, результатом чего было начало изучения глубоких аналогий между процессами, протекающими в живых организмах и в электронных (электрических) системах, толчок зарождению кибернетики. В 1945-1947 В. написал книгу 'Кибернетика', работая в Национальном кардиологическом институте Мексики (Мехико) у А.

Розенблюта, соавтора кибернетики науки об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в системах любой природы (технические, биологические, социальные, экономические, административные и др.). В., которому в его исследованиях были близки традиции старых школ научного универсализма Г.Лейбница и Ж.Бюффона, серьезное внимание уделял проблемам методологии и философии науки, стремясь к широчайшему синтезу отдельных научных дисциплин.

Математика (базовая его специализация) для В. была едина и тесно связана с естествознанием, и поэтому он выступал против ее резкого разделения на чистую и прикладную, так как: '...высшее назначение математики как раз и состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает ...Природа, в широком смысле этого слова, может и должна служить не только источником задач, решаемых в моих иссследованиях, но и подсказывать аппарат, пригодный для их решений...' ('Я математик').

Свои философские взгляды В. изложил в книгах 'Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество' и 'Кибернетика, или управление и связь в животном и машине'. В философском плане В. были очень близки идеи физиков Копенгагенской школы М.Борна и Н.Бора, декларировавших независимость от 'профессиональных метафизиков' в своем особом 'реалистическом' мировоззрении вне идеализма и материализма.

Считая, что '...господство материи характеризует определенную стадию физики 19 века в гораздо большей степени, чем современность. Сейчас 'материализм' это лишь что-то вроде вольного синонима 'механицизма'. По существу, весь спор между механицистами и виталистами можно отложить в архив плохо сформулированных вопросов...' ('Кибернетика'), В.

в то же время пишет, что идеализм '...растворяет все вещи в уме...' ('Бывший вундеркинд'). В. испытывал также значительное влияние позитивизма. Опираясь на идеи Копенгагенской школы, В. старался связать кибернетику со статистической механикой в стохастической (вероятностной) концепции Вселенной.

При этом, по признанию самого В., на его сближение с экзистенциализмом повлияла пессимистическая интерпретация им понятия 'случайность'. В книге ('Я математик') В. пишет: '... Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который в соответствии со вторым законом термодинамики стремится все свести к тепловой смерти всеобщему равновесию и одинаковости.

То, что Максвелл, Больцман и Гиббс в своих физических работах называли тепловой смертью, нашло своего двойника в этике Киркегора, утверждавшего, что мы живем в мире хаотической морали. В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы...' (известно стремление В. сопоставить методам статистической физики также учения Бергсона и Фрейда).

Однако тепловая смерть все-таки мыслится В. здесь как предельное состояние, достижимое только в вечности, поэтому в будущем флуктуации упорядочения и вероятны: '...В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса...' ('Кибернетика и общество').

Механизм возникновения областей уменьшения энтропии '...состоит в естественном отборе устойчивых форм ...здесь физика непосредственно переходит в кибернетику...' ('Кибернетика и общество'). По В., '...стремясь в конечном счете к вероятнейшему, стохастическая Вселенная не знает единственного предопределенного пути, и это позволяет порядку бороться до времени с хаосом... Человек воздействует в свою пользу на ход событий, гася энтропию извлеченной из окружающей среды отрицательной энтропией информацией... Познание часть жизни, более того самая ее суть.

Действенно жить это значит жить, располагая правильной информацией...' ('Кибернетика и общество'). При всем при этом завоевания познания все-таки временны. В. никогда '...не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину; я мог понять эти явления как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой.

Важна битва за знание, а не победа. За каждой победой, т.е. за всем, что достигает апогея своего, сразу же наступают сумерки богов, в которых само понятие победы растворяется в тот самый момент, когда она будет достигнута...' ('Я математик'). В. называл У.Дж.Гиббса (США) основоположником стохастического естествознания, считая себя продолжателем его направления.

В целом же воззрения В. возможно трактовать как казуалистические с влиянием релятивизма и агностицизма. По В., ограниченность человеческих возможностей познания стохастической Вселенной обусловлена стохастическим характером связей между человеком и окружающей его средой, так как в '...вероятностном мире мы уже не имеем больше дела с величинами и суждениями, относящимися к определенной реальной Вселенной в целом, а вместо этого ставим вопросы, ответы на которые можно найти в допущении огромного числа подобных миров...' ('Кибернетика и общество').

Что касается вероятностей, то само их существование для В. является не более чем гипотезой, вследствие того, что '...никакое количество чисто объективных и отдельных наблюдений не может показать, что вероятность является обоснованной идеей. Иными словами, законы индукции в логике нельзя установить с помощью индукции.

Индуктивная логика, логика Бэкона, представляет собой скорее нечто такое, в соответствии с чем мы можем действовать, чем то, что мы можем доказать...' ('Кибернетика и общество'). Социальные идеалы В. были следующими: выступая за общество, основанное на '...человеческих ценностях, отличных от купли-продажи...', за '...здоровую демократию и братство народов...', В.

возлагал надежды на '...уровень общественного сознания...', на '...прорастание зерен добра...', колебался между отрицательным отношением к современному ему обществу капитализма и ориентацией на '...социальную ответственность деловых кругов...' ('Кибернетика и общество'). Роман В. 'Искуситель' представляет собой вариант прочтения истории Фауста и Мефистофеля, в которой герой романа, талантливый ученый становится жертвой корысти деятелей бизнеса.

В религиозных вопросах В. считал себя '...скептиком, стоящим вне вероисповеданий...' ('Бывший вундеркинд'). В книге 'Творец и робот' В., проводя аналогию между Богом и кибернетиком, трактует Бога как предельное понятие (типа бесконечности в математике). В., считая культуру Запада морально и интеллектуально слабеющей, возлагал надежду на культуру Востока.

В. писал, о том, что '...превосходство европейской культуры над великой культурой Востока лишь временный эпизод в истории человечества...'. В. даже предложил Дж.Неру план развития промышленности Индии посредством кибернетических заводов-автоматов во избежание, как он писал, '...опустошительной пролетаризации...' ('Я математик'). (см.

Кибернетика.) .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое винер
Значение слова винер
Что означает винер
Толкование слова винер
Определение термина винер
viner это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины