Философский словарь - альтюссер (аlthusser) луи
Альтюссер (аlthusser) луи
В работах 1960-х гг. ("За Маркса", "Читать Капитал" (в соавт.) и др.), принесших А. широкую известность, он выражает обеспокоенность наличием во фр. марксизме теоретической пустоты, отсутствием теоретической традиции, недооценкой роли теории вообще и филос. теории в особенности. А. ставит цель способствовать оживлению интереса к философии как области фундаментальных исследований, необходимых не только для общественных и гуманитарных наук, но и для естествознания, поскольку философия является своеобразной "совестью науки", а также уберечь философию от опасности превращения ее в служанку политики, сведения ее к комментариям текущей политики.
В рамках поставленных задач А. выступает против наметившегося крена фр. марксизма в проблематику человека и гуманизма, считая, что это противоречит и сути марксизма, и творческой эволюции К. Маркса. Он отмечает, что на начальном этапе Маркс действительно опирался на "философию человека", которая служила ему теоретическим фундаментом. Однако с 1845 Маркс порывает с прежней концепцией и переходит на строго научные позиции, направляя все свое внимание на изучение структуры общества, способа производства, общественных отношений и т.д. Между "молодым" и "зрелым" Марксом произошел "эпистемологический разрыв", в результате которого было создано новое учение об обществе, исходя из которого Маркс критически оценивает гуманизм. Все это, как полагает А., дает основание считать, что марксизм есть "теоретический антигуманизм".
А. утверждает, что понятие гуманизма является не научным, а идеологическим, за ним нет к.-л. реальности, оно не играет познавательную роль. Не отрицая практическую важность гуманизма как идеологии, А. выступает за радикальное отделение науки и теории от идеологии. Он ратует за построение "чистой" теории, свободной от всякого эмпиризма и прагматизма. Для достижения этого он фактически противопоставляет теорию и практику и выдвигает понятие "теоретической практики", у которой имеется свой собственный объект и которая производит свой собственный продукт знание. Марксистская философия выступает при этом как "теория теоретической практики", т.е. как метатеория и метанаука, разрабатывающая методологию научной деятельности. В стремлении очистить марксистскую философию от гуманизма, А. подчеркивает антисубъектную направленность своей концепции и в духе структурализма определяет историю как "процесс без субъекта".
В работах 1970-х гг. ("Элементы самокритики" (1974), "Позиции" (1976) и др.) А. вносит коррективы в свою концепцию, признает, что допускал "теорицистский уклон" и увлечение структуралистской терминологией. Вместе с тем он продолжает развивать свое понимание философии и ее связей с политикой, разрабатывать проблемы структуры общества, соотношения науки и идеологии. Pour Marx. Paris, 1965; Lire le "Capital" (encollaboration). Paris, 1965; Elements d'autocritique. Paris, 1974; Positions. Paris, 1976.
Грецкий М.М. Марксистская философия в современной Франции. М., 1984.