Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - булгаков сергей николаевич

Булгаков сергей николаевич

(1871-1944) философ, богослов, экономист, священник. В 1896 оканчивает юридический факультет Московского ун-та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму. По возвращении защищает магистерскую диссертацию "Капитализм и земледелие" и до 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом ин-те. В 1903 выходит его кн. "От марксизма к идеализму". Участвовал в сб. "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины", что отразило духовный кризис Б., его отход от марксизма и обращение к религиозному миросозерцанию. В 1905 издавал философско-религиозный жур. "Вопросы жизни", с 1906 проф. политэкономии Московского ун-та и депутат Государственной Думы; принял сан священника в 1918, в 1919 переехал в Крым, где преподавал политэкономию и богословие. Как философ Б. проявил себя в написании двухтомного сб. "Два града" и кн. "Философия хозяйства". Работы "Свет невечерний" и "Трагедия философии" завершили филос. период творчества Б.; мыслитель постепенно становится богословом. В 1923 Б. высылается из страны сначала в Прагу, в 1924 Б. занимает должность декана Парижского богословского ин-та. С 1927 по 1945 создает две богословские трилогии "Купина Неопалимая", "Друг Жениха", "Лестница Иакова"; "Агнец Божий", "Утешитель", "Невеста Агнца", а также "Апокалипсис Иоанна" и "Философию имени". Последние две работы вышли из печати уже посмертно (соответственно в 1948 и 1953).

Философия всеединства B.C. Соловьева оказала на Б. определяющее влияние, особенно учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей божественную любовь и эманировавшей ее в мир. При этом Б. подчеркивал двойственный характер Софии одновременно божественно-небесный и тварно-человеческий.

Важнейшее место в структуре философствования Б. занял трансцендентализм И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга. София понималась Б. также как идеальная основа мира, находящаяся между Творцом (Абсолютом) и творением (космосом). Онтологическая основа мира состоит в "сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы", которая выступает не только как основа, но и как норма, "предельное задание", "аристотелевская энтелехия". В антропологическом срезе бытия София выступает как "мировая душа", "историческое человечество", "целокупное человечество", являющееся трансцендентальным субъектом истории, существование которого придает "динамическую связанность" эмпирически разрозненным действиям отдельных индивидов. Деятельность человека понималась Б. как хозяйственная деятельность, которая в глубинном метафизическом смысле также софийна. Трансцендентальный субъект знания для Б. то же, что и трансцендентальный субъект хозяйства "историческое человечество", "Божественная София".

Философско-богословскую систему Б. можно рассматривать и как содержательный фон его историко-философских изысканий, в т.ч. по истории рус. культуры (многочисленные аналитические характеристики творчества Вл.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и др.).

Два града: В 2 т. М., 1911; Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1917; Тихие думы. М., 1918; Автобиографические заметки. Париж, 1949; Православие. Париж, 1965; Соч.: В 2 т. М., 1993.

Зандер Л.А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Париж, 1948. Т. 1 2; Хоружий С.С. София космос материя. Устои философской мысли Булгакова // Вопросы философии, 1989. № 12.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое булгаков сергей николаевич
Значение слова булгаков сергей николаевич
Что означает булгаков сергей николаевич
Толкование слова булгаков сергей николаевич
Определение термина булгаков сергей николаевич
bulgakov sergey nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):