Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - данилевский николай яковлевич

Данилевский николай яковлевич

(1822-1885) философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов первого варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби.

В 1843-1847 учился на физико-математическом факультете Петербургского ун-та. С 1845 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского; в 1848 арестован по делу Петрашевского и летом 1850 направлен в административную ссылку. Позднее участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций.

Творчество Д. включает работы по ботанике, зоологии, этнографии, экономике, статистике, а также публицистику. Наиболее крупные труды: книги "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" и "Дарвинизм. Критическое исследование". Критика Д. учения Ч. Дарвина основывалась на материале биологии и на аргументации философскотелеологического характера.

В кн. "Россия и Европа" излагалось учение о взаимоотношениях славянского и германо-романского миров, опиравшееся на оригинальный теоретический фундамент философско-историческую доктрину, получившую в научной литературе наименование "теория культурно-исторических типов". Предпосылками теории культурноисторических типов являются отказ от западнической ориентации в области социальной философии, интерес к славянофильству и, одновременно, указание на недостаточность его научно-теоретической базы; органицистский натурализм, т.е. отождествление социального и органического образований, а также специфическая теория природы признание определяющими в организме его собственных, а не общего эволюционного закона.

Вопреки широко распространенному представлению об истории как об эволюционностадиальном движении единого человечества Д. изобразил историю в виде совокупности "биографий" отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций).

По Д., в общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы и органической материи. В качестве специфической основы культурно-исторического типа выступают самобытные начала, проявляющиеся в сфере народности и не передающиеся др. культурно-историческим типам.

Поскольку культурно-исторический тип органическое образование, его эволюция заключается в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до старости и смерти. Одновременно осуществляется и культурная эволюция в направлении от первоначального этнофафического состояния к государственному и цивилизованному.

Всего в истории Д. насчитывал 10 культурно-исторических типов, всесторонне им анализировались только два из них германо-романский и славянский. Историческую миссию России Д. видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.

Публикация "России и Европы" вызвала длительную полемику, в которой сторонниками Д. выступили Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, а критиками B.C. Соловьев, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др.

Дарвинизм. Критическое исследование. СПб., 1885-1889. Т. 1-2; Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890; Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995.

Голосенко И.А. Н.Я. Данилевский // Социологическая мысль в России. Л., 1978; Бажов СИ. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.

С.И. Бажов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое данилевский николай яковлевич
Значение слова данилевский николай яковлевич
Что означает данилевский николай яковлевич
Толкование слова данилевский николай яковлевич
Определение термина данилевский николай яковлевич
danilevskiy nikolay yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):