Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - достоевский федор михайлович

Достоевский федор михайлович

(1821-1881) рус. писатель, публицист. В творчестве Д. нашли глубокое отражение религиозные, этические и метафизические проблемы человеческого бытия; его произведения содержат образы и филос. идеи, ярко выражающие сущность человека, особенности его природы и сознания. Раннее творчество Д. определяется сочетанием литературного романтизма и психологического анализа. Его первый роман "Бедные люди" (1845) был с восторгом встречен В.Г. Белинским и Н.А. Некрасовым, увидевшими в молодом писателе творца "социального романа", продолжателя Н.В. Гоголя. Однако в повести "Двойник" (1846) уже заметно, что автор не ограничивается социальной типологией, а стремится к психологическому анализу человеческой души во всей ее сложности и противоречивости. В произведениях втор. пол. 1840-х гг. Д. рассматривал личность в ее эмоциональных и волевых качествах, определив для себя главные литературнофилософские темы: "тайна" человека, нравственный смысл жизни, проблема социально справедливого общества.

В 1849 Д. был арестован за участие в обществе М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни. Он пережил несколько страшных минут в ожидании смерти, затем был помилован и осужден на четыре года каторжных работ. После каторги (1850-1854) и службы в армейском батальоне Д. в декабре 1859 возвратился в Санкт-Петербург и, пересмотрев прежние "социалистические" убеждения, активно включился в литературную жизнь. Вместе с братом М.М. Достоевским он участвовал в издании жур. "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865), в которых пропагандировал идеологию почвенничества. Отстаивая идею национальной самобытности России, Д. в отличие от славянофилов пытался совместить ее с достижениями зап. цивилизации, найти компромисс между крайними т.зр. Он отрицательно относился к революционным проектам общественного переустройства, противопоставляя им национальную схему прогресса через постепенное решение социальных проблем, сотрудничество правительства с интеллигенцией и народом. Принципами "почвеннической" идеи полагались братское начало в противовес зап. индивидуализму, устройство рус. общества на христианских основаниях. У Д. формируется мировоззрение, носящее сильный антипросветительский и антипозитивистский характер, складывается новая система взглядов, ярко выраженная в повести "Записки из подполья" (1864). Их герой развивает парадоксальную философию, согласно которой человеческое самоволие ставится выше всех логических и разумных законов жизни. Сознание "подпольного" человека основано на протесте против объективного порядка бытия (законы природы, выводы естественных наук, математика), т.к. рациональная объективность не только отрицает свободную личность и индивидуальность, но и в принципе не может полностью познать ее, ибо способна охватить лишь "какую-нибудь одну двадцатую долю всей моей способности жить" ("Записки из подполья"). Д. по сути отвергал не только позитивизм и утопический социализм, но и любую философию, ориентированную на рассудочное объяснение жизни. Он противопоставлял рассудку цельную человеческую природу, которая противоречива и иррациональна. Сомнение и страдание есть причины сознания, сущность человека заключается в его свободе, субъект свободной воли противоречит и противостоит европейскому прогрессу эти и др. идеи составляли оригинальное филос. мировоззрение Д. и получили дальнейшую разработку в работах экзистенциалистов 20 в.

Выход из "подполья" Д. видел в следовании заветам православного христианства как эталонам полноценной, гармоничной человеческой жизни. Однако в его великих романах художественная и человеческая правда постоянно заставляет писателя отходить от православных догм и даже одобрять прямо противоположное. Достаточно вспомнить знаменитое Алешино "расстрелять!" в отношении генерала, затравившего ребенка собаками ("Братья Карамазовы"). Правда жизни практически всегда побеждала у него правду религии; его христианство это христианство "с человеческим лицом". Др. путь, по его мнению, состоял в саморазрушении личности, самообожествлении человека, утверждении предельного эгоизма. Различные варианты личного самоутверждения, воплощенные в литературных образах, являются филос. содержанием "идейных" романов Д., основная тема которых трагедия человеческой свободы.

Герои Д. носители определенных идей, а его романы представляют собой сложную идейную диалектику, или "полифонию" (М.М. Бахтин), основанную на взаимодействии личных позиций и мировоззрений. С одной стороны, идеалы всепроникающей любви и братства выражают князь Мышкин ("Идиот", 1868), старец Зосима и Алексей Карамазов ("Братья Карамазовы", 1879-1880); с др. стороны, идею отрицания и метафизического бунта воплощают Родион Раскольников ("Преступление и наказание", 1866), Николай Ставрогин ("Бесы", 1871-1872), Иван Карамазов и др. Важная тема Д. антагонизм веры и неверия, христианства и социализма получила завершение в "поэме" о Великом Инквизиторе ("Братья Карамазовы"), в которой Христос олицетворяет свободу и любовь, а Инквизитор насилие и принуждение. По мнению Д., свобода это условие духовного выбора между добром и злом, великий дар, обогащающий или разрушающий личность.

Несмотря на преобладающую критическую сторону творчества, Д. удалось высказать и положительные идеи примером может служить его мысль о красоте. Вера Д. в то, что "красота спасет мир", распространялась на разные стороны его мировоззрения на психологию, эстетику, религию. Эстетическое созерцание красоты есть свойство человека, непосредственно соотносимое как с нравственным самосознанием, так и с исканием Бога. Красота есть объективная метафизическая сила, созидающая гармонию.

Духовным завещанием Д. является речь об А.С. Пушкине (1880). В ней Пушкин выступает символом гармонии и цельной творческой личностью, а его мировоззрение Д. понимает как идеал и будущую программу рус. человека. Призыв Д. к "всемирному всечеловеческо-братскому единению", провозглашенный в пушкинской речи, является, по сути, итогом его религиозных и филос. исканий.

Д. был знаковой фигурой для рус. религиозно-философского возрождения нач. 20 в. Он оказал значительное влияние на рус. и зап. филос. мысль, оказался самым читаемым рус. писателем на Западе, его книги стали объектом исследований для многих мыслителей XX в. (А. Камю, Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.).

Полн. соб. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 1-30. Розанов В.В. "Легенда о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. СПб., 1894; Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. СПб., 1901-1902. Т. 1-2; Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. СПб., 1903; Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923; Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. Берлин, 1923; О Достоевском: Сб. статей. Прага, 1929-1936. Т. 1-4; Лосский И.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

О.Т. Ермишин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое достоевский федор михайлович
Значение слова достоевский федор михайлович
Что означает достоевский федор михайлович
Толкование слова достоевский федор михайлович
Определение термина достоевский федор михайлович
dostoevskiy fedor mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):