(1945; рус. пер. -1999) основной
труд фр. философа феноменологическо-экзистенциалистского направления М. Мерло-Понти. В нем
автор обосновывает собственное прочтение феноменологии, сложившееся у него под воздействием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Мерло-Понти развивает свою философию, опираясь на
понятие "жизненного мира", к которому обращались оба философа: Гуссерль пришел к нему в конце своего творчества, Хайдеггер исходил из него. Вслед за Гуссерлем Мерло-Понти требует от философии заниматься не объяснением своего предмета, а его описанием (дескрипцией); для этого необходимо вынести за скобки не только данные наук, в т.ч. и наук о человеке психологии, анатомии, социологии и др., но и положения естественной установки. И
наука, и естественный взгляд на положение дел строятся, исходя из видения человека, из его жизненного опыта. Философии надлежит вернуться к самому этому опыту, вторичным выражением которого являются и наука, и естественные установки. В этом отношении урок феноменологической редукции состоит в признании того, что полная
редукция невозможна: она непременно останавливается на человеке, изначально связанном с миром, присутствующем в мире. Усилия редукции должны быть направлены на отыскание структур такой связи человека с миром:
цель философии повествование о начале, ей надлежит формулировать "жизненный опыт", контакт с миром, который предшествует любой мысли о мире. Мерло-Понти обращается к понятию восприятия, трактуя его как искомый феноменологией
феномен, в котором одновременно осуществляются первичный контакт человека с миром, подлинное самовыражение человеческой субъективности, обращение к др. человеку и совместное с ним созидание мира культуры. Считая феномен первичным открытием мира, роль субъекта в этом процессе
философ отводит человеческому телу "собственному телу", "феноменальному телу", являющемуся "часовым", стоящим у основания слов и действий человека, "проводником бытия в мир", якорем, закрепляющим нас в мире, и вместе с тем способом нашего овладения миром; одновременно
тело это "мера всего", "универсальный измеритель", поддерживающий
целостность и гармонию мира.
Первичное восприятие служит основанием человеческой культуры только в той мере, в какой оно принадлежит сразу нескольким субъектам, возникает на пересечении интенций, исходящих из различных т.зр. и имеющих не совпадающие одна с др. перспективы. Основным показателем человеческого, по Мерло-Понти, является выражение, самовыражение индивида, которое не просто переводит в символический план первичное восприятие, но делает это для того, чтобы сообщить его результаты другому. Выражение, нацеленное на мир и адресованное другому, так формулирует Мерло-Понти понятие изначального восприятия, а стало быть, и феномена этого ключевого понятия феноменологии: феномен есть жизненный слой опыта, где другой и вещи даны изначально, а система "я другой вещи" в момент ее зарождения. Phenomenologie de la perception. Paris, 1945. .