Философский словарь - фейерабенд (feyerabend) пол
Фейерабенд (feyerabend) пол
В своей концепции Ф. своеобразно сочетает идеи критического рационализма, позднего Л. Витгенштейна, "научного материализма" и контркультурных и прочих нетрадиционных идейных движений. Спектр его интересов весьма широк от методологии квантовой механики до анализа современного театра. Первоначально он получает известность своей бескомпромиссной критикой неопозитивизма. В противоположность гипотетико-дедуктивной модели науки и кумулятивизму он выдвинул тезис "теоретического реализма", означающий, что принятие некоторой теории детерминирует способ восприятия явлений, т.е. ведет к неизбежной "теоретической нагруженности" эмпирических данных. Рост знания, по Ф., происходит в результате "пролиферации" (размножения) теорий, которые являются "несоизмеримыми" (дедуктивно несвязанными, использующими разные методы и понятия). Ф. отстаивает позицию теоретического и методологического плюрализма: существует множество равноправных типов познания, но данное обстоятельство способствует не столько росту знания, сколько развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки периоды борьбы альтернатив. Истоки последних коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых. Социологически интерпретируя познание, Ф. отказывается от понятий истины и объективности, подчеркивает относительность критериев рациональности в познании и деятельности.
Социальная философия Ф., изложенная в кн. "Наука в свободном обществе" (1978), исходит из концепции "свободного общества", явно противостоящего попперовскому "открытому обществу". В "свободном обществе" "все традиции имеют равные права и одинаковый доступ к центрам власти", что должно обеспечиваться правовой "защитной структурой" и демократической практикой "гражданских инициатив". Науку следует уравнять в правах с др. идеологиями и тем самым поставить заслон сциентизму как частной идеологии науки. Отделение церкви от государства следует дополнить отделением науки от государства это должно послужить гуманизации как самой науки, так и всей современной культуры.
Стремление Ф. разрушить дисциплинарные границы, объединяя науку с искусством, религией и мифом, а философию с литературой, его критический пафос, нацеленный против многих идолов современной культуры, все это делает его одним из предшественников амер. постмодернизма.
Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge. London, 1975; Science in a Free Society. London, 1978; Problems of Empiricism. Philosophical Papers. Cambridge, 1981; Farewell to Reason. London; New York, 1987.