Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - фома аквйнский фома аквинат

Фома аквйнский фома аквинат

(Thomas Aquinas) (1225 или 1226 -1274) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монахдоминиканец (с 1244). В 1567 признан пятым "учителем церкви".

В основных трудах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" подведены итоги теологически-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение "естественного" рассудка, над которым надстраивается ярус "сверхъестественной" догмы, Ф.А. вслед за Альбертом Великим нашел у Аристотеля. Задача, которую ставит себе Ф.А., это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешенного от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие Бога из бытия вещей. В этом мышление Ф.А. отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках "Суммы теологии" одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов от пяти доказательств бытия Бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т.п.

В основе онтологии Ф.А. восходящая к Аристотелю антитеза "потенциального" (возможного) и "актуального" (действительного). "Потенциальное" колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершенность и постольку несовершенство. "Чистая потенциальность" материя, "слабейший вид бытия"; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. "Актуальное" это реализованность, осуществленность, завершенность и тем самым совершенство. "Актуальна" в своей противоположности материи форма принцип порядка и четкости: абсолютная актуальность, не допускающая потенциальности, Бог, источник всякого оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий "принцип индивидуализации". Во всем сущем Ф.А. вслед за Аристотелем различает "субстанцию" (сущность) и "акциденции". Онтология Ф.А., как это вообще характерно для средневековой философии, ценностно окрашена: "сущее и благое есть понятия взаимозаменимые".

Антропология Ф.А., особенно связанная с острыми идеологическими конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Ф.А. защищал, выступая как против платоническо-августиновского спиритуализма, так и против аверроизма (Сигер Бра-бантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеческой природы, с т.зр. Ф.А., ложно. Человеческая душа не просто "двигатель" тела, но его субстанциальная форма. Эта концепция вызвала противодействие августинистско-францисканских оппонентов Ф.А., пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католической церкви. В аверроизме Ф.А. видел ниспровержение христианской эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность для Ф.А. "самое благородное во всей разумной природе", интеллект это всегда личный интеллект и постольку не абсолютное начало, но часть целого. Только в Боге интеллект есть сущность, в человеке же потенция сущности, так что не "интеллект мыслит", но человек мыслит "при посредстве" интеллекта. Это включение интеллекта в душевнотелесную индивидуальность и отрицание его абсолютности, вытекающее из христианских догматических предпосылок, сочетается у Ф.А. с утверждением примата интеллекта над волей. Ф.А. считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к Богу важнее, чем познание Бога.

Для этики Ф.А. характерно учение о "естественном законе", вложенном Богом в сердце людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается "божественный закон", который превосходит "естественный закон", но не может ему противоречить. В трактате "О правлении государей" Ф.А. соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями и т.д. с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете папы римского. Ф.А. с оговорками признает право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.

Философско-теологическая система Ф.А. стала в 14 в. знаменем доминиканских схоластов в их спорах с августинизмом и францисканским скотизмом. С 16 в. томизм энергично насаждается иезуитами; их теологи (Суарес и др.) комментируют и модернизируют систему Ф.А. Со втор. пол. 19 в. учение Ф.А. становится основой неотомизма. Opera omnia. Vol. 1-25. Parma, 1852-1873; Vol. 1-34. Paris, 1871 1873. Vol. 1 16. Roma, 1882 (изд. не оконч.); в рус. пер. а кн.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1974; Maritain J. Le docteur Angelique. Paris, 1930; Grabmann M. Thomas von Aquin. Munchen, 1949; Pieper J. Uber Thomas Aquinas. Munchen, 1949; Chesterton G.K. St. Thomas Aquinas. Garten City (N.Y.), 1956; Gilson E. Le thomisme. Introduction a la philosophic de St. Thomas d'Aquin. Paris, 1965. C.C. Аверинцев

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фома аквйнский фома аквинат
Значение слова фома аквйнский фома аквинат
Что означает фома аквйнский фома аквинат
Толкование слова фома аквйнский фома аквинат
Определение термина фома аквйнский фома аквинат
foma akvynskiy foma akvinat это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):