Философский словарь - гартман (нartmann) николай
Гартман (нartmann) николай
(1882-1950) нем. философ, основоположник критической (или новой) онтологии. Основные труды: "К основам онтологии", "Новый путь онтологии", "Построение реального мира", "Этика", "Эстетика", "Основные черты метафизики познания" и др. Г. одним из первых в 20 в. предпринял попытку возрождения онтологии. Основные метафизические вопросы, в которых работает филос. мысль, имеют, по его мнению, онтологическую природу. Теоретическое мышление, которое не было бы в своей основе онтологическим, никогда не существовало и не является возможным. Рассуждения о бытии необходимо принадлежат к сущности мысли. Прежде чем узнать, как совершается познание, надо узнать, что познается. Без онтологического обоснования все филос. положения повисают в воздухе. Онтология важнейшая составная часть метафизики. И онтология, и метафизика имеют дело с бытием, но метафизика с принципиально непознаваемыми проблемами, а онтология с уже познанным и принципиально познаваемым бытием. Именно онтология обратила внимание на иррациональные, непознаваемые "остатки" проблем, неразрешенные и неразрешаемые вопросы, в которые упирается каждое исследование. В сущности бытия вообще скрывается иррациональное, нечто такое, что мы не можем до конца обнаружить, открыть, но нельзя сказать, что бытие безусловно непознаваемо. Мы не знаем, что такое бытие в общем, но в частностях оно нам хорошо известно, в определенных формах данности оно является чем-то совершенно бесспорным. Вопросы о способах бытия и структуре бытия, о модальном и категориальном строении самое неметафизическое в метафизических проблемах, относительно наиболее рациональное в вопросах, содержащих иррациональные остатки. Г. различал четыре сферы во всем, что охватывается понятием "бытие": две первичные, не зависимые от сознания человека (в-себе-бытие), и две вторичные (бытие-для-нас). Первичные сферы выражаются в двух основных способах бытия: реальное и идеальное бытие. Им противостоит сознание, которое расщепляется на две сферы: логическую сферу и сферу познания. Познание связано с реальным бытием, а логическое с идеальным. Реальное бытие состоит из четырех слоев: неорганическое, органическое, душевное и духовное бытие. Не категория материи, а категории времени и индивидуальности объявляются подлинными характеристиками реальности, являясь границей между изменчивым реальным бытием и неизменным идеальным бытием. В пространстве только часть реального мира является органической и неорганической природой. Все существующее во времени реально, и только реальное существует во времени. Реальному миру свойственна индивидуальность, неповторимость, одноразовость. Материалисты смешивают материальное с реальным, получается, что исторические судьбы, исторические события нереальны. Так же и психические акты не менее реальны, чем вещи и события. Но и язык, право, наука, нравственность не идеальное бытие, т.к. они подвержены изменениям, связаны с реальной жизнью народа в определенную историческую эпоху. Г. приводит свое понимание онтологии в теории познания, в этике, эстетике, раскрывая соотношение реальных и идеальных сфер бытия, идеальных ценностей и реальной человеческой воли.
Эстетика. М., 1958; Проблемы духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. (Лики культуры). М., 1995; Познание в свете онтологии // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997; Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 1965.
Горнштейн Т.Н. Философия Н. Гартмана Л., 1969; Вяккерев Ф.Ф. Категория бытия у Гартмана // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1992. Вып. 2.
В.Д. Губин
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое гартман (нartmann) николай
Значение слова гартман (нartmann) николай
Что означает гартман (нartmann) николай
Толкование слова гартман (нartmann) николай
Определение термина гартман (нartmann) николай
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):