Философский словарь - гештальткачества
Гештальткачества
1.Структура, строение, или тектоника. Сюда относятся качества порядка и построения: пространственная форма или структура фигуры, яркость и окраска, расчленение и распределение важности (см. Гештальт); ритм, мелодия; способ протекания движения и изменения. Прилагательными, с помощью которых определяется данный вид гештальт-качеств, являются, напр., следующие: прямой, круглый, угловатый, замкнутый, симметричный, legato, staccato, crescendo; непрерывный, прерывный; рост, уменьшение, подъем, падение и т. д. Существуют также динамическая структура, структура напряжения, притяжения, отталкивания, порыва, побуждения и т. п., которые получаются в особенности при анализе отношения между «я» и «ты». Кроме того, существуют следующие качества структуры: связь, четкость (см. также Понятие; Прегнантности правило), система отношений, центрирование и центр тяжести гештальта, внутренняя упорядоченность («хороший» гештальт).
2. Свойство; свойство целого или качество целого. Сюда относятся материальные свойства, «материал». Прилагательными, которые употребляются для характеристики свойств, являются, напр., прозрачный, сияющий, шероховатый, гладкий, блестящий, шелковистый, вещный, светящийся (свет и тень); мягкий, твердый, вязкий, упругий; пронзительный, дрожащий (звук).
3. Сущность. Сюда относятся все физиогномические (характеризующие личность) свойства: характер, нрав, внешний облик, настроение и т. д. Прилагательными, которыми можно охарактеризовать свойства сущности, являются такие, как: радостный, спокойный, гордый, мрачный, враждебный, сильный, нежный, шумный, буйный, скандальный. У многих свойств сущности нет собственной характеристики. Поэтому в обиходном языке употребляются слова, лишь приблизительно выражающие то, что подразумевается, и имеющие, кроме того, свое собственное, более точное и более ясное значение. В связи с этим свойства сущности часто не распознаются или путаются с чем-нибудь другим; они важны в силу того, что могут показать вещь т. о., что мы ее характеризуем как «интересную»; между такой вещью и нами самими устанавливается изначальное познавательное отношение (см. Wesen). Подобные свойства сущности могут быть присущи вещам, относящимся к совершенно различным сферам; так, напр., свойство сущности – «теплота» – может восприниматься не только как температурное ощущение, но и как определенная окраска, напр. «желто-красная», как поведение человека или обстановка жилого помещения.