Философский словарь - хайек (нayek) фридрих август фон
Хайек (нayek) фридрих август фон
В годы Первой мировой войны X. опубликовал "Дорогу к рабству" (1944), один из самых знаменитых манифестов 20 в. в защиту свободного общества. Книга многократно переиздавалась и была переведена на многие языки. В ней X. показывает, как следование коллективистским, социалистическим идеям, стремление планировать экономическую и социальную жизнь приводит к тоталитаризму. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считает восстановление и развитие программы либерализма, восходящего к идеям классического либерализма британского типа. Вовлеченный в дискуссии после выхода книги, X. в послевоенные годы стал уделять политической философии и философии экономики не меньше внимания, чем собственно экономическим исследованиям. Систематической разработке различных аспектов философии либерализма посвящены его труды "Индивидуализм и экономический порядок" (1948), "Конституция свободы" (1960) и трехтомная работа "Право, законодательство и свобода" (1973-1979).
Из работ X. по истории идей наиболее важна "Контрреволюция в науке" (1948). Этим названием он обозначает комплекс социально-конструктивистских и холистских идей, имевших пагубные последствия для понимания проблемы свободы человека и природы общества. Их истоки X. возводит к Сен-Симону и его ученикам. С 1950-х гг. X. развивает комплексную концепцию, в которой соединяются социально-политическая философия либерализма, своеобразная теория рынка, эпистемология и методология экономического знания. В своих построениях он опирался на идеи Д. Юма, И. Канта, Л. Витгенштейна (двоюродного брата X.), а также К. Поппера и М. Полани, с которыми его связывала многолетняя дружба. Наиболее оригинальными элементами его взглядов были концепция общества как спонтанно складывающегося "расширенного порядка", понятие "рассеянного знания" и трактовка рынка как информационного механизма. X. противопоставляет рационалистически-конструктивистскому взгляду на общество представление о том, что оно есть совокупность социальных ин-тов, практик и моральных традиций, складывающихся в спонтанных, не планируемых действиях людей. "Расширенный порядок" социальной жизни не является продуктом чьего-либо разума, он результат стихийной эволюции и не может быть охвачен к.л. рациональной схемой или планом. И вместе с тем он более эффективен и универсален, чем любая сознательно создаваемая социальная система, в т.ч. и ст.зр. использования знания, "рассеянного" среди множества экономических агентов.
Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12; Дорога к рабству. М., 1992; Пагубная самонадеянность. М., 1992; Частные деньги. М., 1996. Познание, конкуренция и свобода: Антология. СПб., 1999. The Constitution of Liberty. London, 1960; Studies in Philosophy, Politics and Econimics. London, 1967; New Studies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas. London, 1978.