Философский словарь - хрисипп (сhrisippos) из сол
Хрисипп (сhrisippos) из сол
(ок. 280/277 ок. 208/204 до н.э.) крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью писал "по 500 строк в день" (поэтому сочинения X. изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем).
Сохранилось 161 название сочинений X. (логические и часть этических). X. принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков. На долю X. выпала двуединая задача: переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар систематика позволил X. упорядочить почти все разделы стоицизма и создать нормативную догматику. Практически X. стал вторым основателем Стои. X. предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика этика физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием. В гносеологии X. отказался понимать "впечатление" "вещественно" и пассивно, предпочитая определять его как "изменение души", свидетельствующее об известной активности познающего субъекта; попутно он упорядочил классификацию "эмпирических общих представлений". Формальная логика (часть "диалектики", трактующая об "обозначаемом") была разработана X. как наука о соотношении "мыслимых предметностей", корреспондирующих определенным денотатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика X. имела, однако, принципиально иную цель установить зависимость между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. "Чистые смыслы" делятся на неполные (субъект, или предикат) и полные; подкласс полных "лектон" составляют простые высказывания, из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные. Логику X. принято считать первой логикой высказываний в европейской традиции. Хотя внимание X. к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как "квазивозможное", а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.Основные новации X. в области физики учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом "безличности" события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с "Физикой" Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью X. ввел терминологическое различие между "необходимостью" и "судьбой". В психологии X., в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней стое.
В области этики X. выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако X. не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическому монизму. Arnim H.F.A. v. Stoicorum veterum fragmenta. Vol. 2-3. Stuttgart, 1968. Brehier E. Chrysippe et l'ancien stoicisme. Paris, 1951; Gould J.B. The Philosophy of Chrysippus. Leiden; New York, 1970. A.A. Столяров .