Философский словарь - иоахим флорский (калабрийский) джоак-кино да фьоре (joachimus florensis gioacchino da fiore)
Иоахим флорский (калабрийский) джоак-кино да фьоре (joachimus florensis gioacchino da fiore)
Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. "Согласование Нового и Ветхого Заветов" 1519 и "Пособие к Апокалипсису", 1527), исходит из деления всемирной истории натри "мировых состояния", или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы Отцу, Сыну и Святому Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца Бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Святого Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Святого Духа должно начаться около 1260: после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетамибессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И.Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего Средневековья.
Судьбы наследия И.Ф. в течение 13 нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о "святой нищете"; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из учения И.Ф. программу мятежа. Позднее идеи И.Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И.Ф. можно усматривать в филос. конструировании смысла истории у Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В.Й. Шеллинга и особенно у рус. религиозного философа B.C. Соловьева. Liber figurarum. Torino, 1953. Vol. 1-2.
Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Т. 7; Grundmann H. Studien Uber Joachim von Floris. Leipzig, 1927; HuckJ. Ch. Joachim von Floris und die joachimitische Literatur. Freiburg, 1938; Grundmann H. Neue Forschungen uber Joachim von Floris. Marburg, 1950; Russo F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954.