Философский словарь - итальянская философия
Итальянская философия
3. Контрреформация и Просвещение (сер. 17 -кон. 18 в.). Уже Патриций своими философскими работами способствовал Контрреформации, в еще большей мере это можно сказать о Томмазо Кампанелле, несмотря на его подчеркнутую враждебность к схоластике. Кардинал Беллармин (1542 – 1621) защищает родственное догмату о папской непогрешимости убеждение о власти папы. Основателем современного историзма стал Джамбаттиста Вико. Чезаре Беккариа-Бонезана создал социал-реформистскую философию морали и права. Философия англ, и франц. Просвещения была воспринята итал. мыслителями, но дальше они ее не развили.
4. Девятнадцатый век. Энтузиазм, родственный спекулятивному взлету в нем. идеализме и представленный в Северной Италии кантианцем Антонио Росмини и Винченцо Джоберти, для итал. философии оказался решающим. Для Джоберти, в своем мышлении поднявшегося до Гегеля и диалектического метода, не только бытие, но и само божественное бытие доступно познанию." Философия, развиваемая в Южной Италии, к этому времени была охвачена первой волной гегельянства; главные его представители здесь – Бертрандо Спавента (1817-1883) и Франческо де Санктис (1817-1883). Паскуале Галлуппи (1770-1846) и Альфонсо Теста (1784-1860) были кантианцами. Наконец, в философии имел место и позитивизм, представленный Карло Каттанео (1801 – 1869) и Джузеппе Феррари (1812 – 1876), защищавшими линию Вико в гуманитарных науках. В сер. 19 в. возникло сильное неосхоластическое движение; его представители: Каэтано Сансеверино (1811 – 1865), Томмазо Циглиара (1833 – 1893) и Маттео Либераторе (1825 – 1892). Это движение получило существенную поддержку в энциклике папы Льва XIII «Aeterni Patris», вышедшей в 1879, и благодаря основанию в 1891 Академии Фомы в Ватикане. Наоборот, следующая волна гегельянства произвела слабое воздействие на итал. философию. Новейшее кантианство получило известное влияние только благодаря Карло Кантони (1840-1906); ему следовали Феличе Токко (1845-1911), историк философии Алесандро Чиапелли (1875 – 1931) и скептический критик Джузеппе Рейсы. На границе между идеализмом и позитивизмом стоял Бернардино Вариско (1850 – 1933). Представителями новейшего (естественно-научного позитивизма являлись Роберто Ардиго и Паскуале Виллари (1827 – 1917). Позитивистскую социологию представлял Антонио Лабриола.
5. Двадцатый век. Ведущий итал. философ этого столетия – Бенедетто Кроче, который сам себя называл идеалистом в духе Де Санктиса в эстетике, гербартианцем в морали и вообще в понимании ценностей, антигегельянцем и антиметафизиком в теории истории и понимании мира вообще, натуралистом или интеллектуалистом в теории познания. Наряду с ним следует упомянуть неогегельянца Джованни Джентиле, представителя «актуалистического» идеализма.