Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - кинг (кing) мартин лютер

Кинг (кing) мартин лютер

(1929-1968) негритянский религиозный и общественный деятель США, сыгравший выдающуюся роль в борьбе против расизма. Учился в баптистском колледже в Атланте (1945-1948), в теологической семинарии в Честере (1948-1951) и в Бостонском ун-те (1951-1955), где получил степень доктора философии.

Уже в семинарии К. был озабочен "поисками способа устранения социального зла", прежде всего расизма. Он с воодушевлением воспринял доктрину У. Раушенбуша, утверждавшего, что долг церкви не только в спасении людей, но и в преобразовании всех общественных отношений. Однако в 1950-е гг. его программа построения "Царства Божиего на земле", апеллирующая к совести верующих, уже обнаружила практическую неэффективность. Поэтому на К. глубокое впечатление произвели критика Райнхольдом Нибуром представления о способности к нравственному самосовершенствованию индивида, живущего в "аморальном обществе", и его концепция неискоренимого греха, восходящая к М. Лютеру.

К. ясно понимает, что чернокожим противостоят не отдельные аморальные индивиды, а "система зла", которую он, как протестантский богослов, выводит из грехопадения "первых человеков", в результате чего "грех проявляется на всех уровнях человеческого существования". К. стремится совместить этот факт с признанием возможности преодоления расизма, иными словами, найти разумную середину между концепцией имманентного Бога Раушенбуша и трансцендентного Бога Нибура.

В отличие от ортодоксального протестантского представления о том, что образ Божий в человеке полностью разрушен грехопадением Адама, К. утверждает, что он лишь "искажен", и в человеке сохранились могучие силы к созиданию, но он сам не способен полностью проявить их. Это может сделать лишь вера, которая обеспечивает чудесное единство божественной и человеческой воли к ликвидации греховного расизма. Долг христианина не примиряться с дискриминацией чернокожих, но сердце его не должно ожесточаться; насилие невозможно ликвидировать силой, ему следует противопоставить "способность любви", пробуждаемую в человеке Богом.

К. предложил четкую программу ликвидации расизма, подсказанную опытом ненасильственного сопротивления М. К. Ганди. Речь идет о категорическом требовании: "Свободу немедленно!", реализовать которое может лишь тактика "прямых ненасильственных действий". Суть ее в том, чтобы активными ("прямыми") действиями создавать напряженную обстановку, которая вынуждала бы расистские власти идти на переговоры. Такие акции неизбежно вызовут репрессивные меры, однако борцы с дискриминацией не должны отвечать насилием, им следует до конца воплотить принцип евангельской любви ко всем (агапе), в т.ч. и к врагам, стремясь пробудить это чувство и в сердцах гонителей.

Именно эта тактика, впервые примененная во время "автобусного бойкота" в Монтгомери (1955), стала доминирующей в массовых антирасистских выступлениях в нач. 1960-х гг. и обеспечила принятие целого ряда антидискриминационных законов. Пик движения пришелся на 1963, когда все организации за гражданские права сотрудничали в марше свободы на Вашингтон, объединившем свыше 200 тыс. человек, и на всю страну прозвучали слова Кинга о Великой мечте Америке, где полностью восторжествуют свободы и равенство. Массовые выступления за равноправие афроамериканцев завершились принятием Закона о гражданских правах негров (1964) и Закона об избирательных правах (1965). В 1964 К. стал лауреатом Нобелевской премии мира.

Однако тактика К. не могла обеспечить фактического равенства, и экономическое положение чернокожих угрожающе ухудшалось. В сер. 1960-х гг. по стране прошла волна яростных бунтов в негритянских гетто, сопровождавшихся вандализмом, кровопролитными схватками, массовыми арестами; росло влияние негритянских лидеров, воинственно требовавших "Власть черным!" и полагавших ненасильственные действия явно недостаточными. Они обличали К. в сговоре с властями, в глазах же последних он оставался зачинщиком общественных беспорядков, особенно после того, как публично выступил с осуждением войны во Вьетнаме. К. мучительно переживал кризис своего движения. Все недооценили, говорил он, "латентный расизм, глубоко укорененный в американском обществе". Однако он по-прежнему отвергал национализм и сепаратизм, хотя и подчеркивал необходимость выработки новой тактики, "которая должна способствовать укреплению союза всех бедняков и белых, и чернокожих".

Есть у меня мечта. М., 1970; Паломничество к ненасилию // Этическая мысль. М., 1991; Stride Toward Freedom. The Montgomery Story. New York, 1958; Why We Can't Wait. New York, 1964; Strength to Love. New York, 1964; Where Do We Go from Here: Chaos or Community? New York, 1967; The Trumpet of Conscience. New York, 1967.

Нитобург Э.Л. Церковь афро-американцев в США. М., 1995; Митрохин Л.Н. Мартин Л. Кинг: способность любить // Баптизм: история и современность. СПб., 1997. Miller K.D. Voice of Deliverence: The Language of Martin Luther King and Its Sources. New York, 1992.

Л.Н. Митрохин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кинг (кing) мартин лютер
Значение слова кинг (кing) мартин лютер
Что означает кинг (кing) мартин лютер
Толкование слова кинг (кing) мартин лютер
Определение термина кинг (кing) мартин лютер
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):