Философский словарь - кондильяк (сondillac) этьен бонноде
Кондильяк (сondillac) этьен бонноде
Философия К. в целом ориентирована на создание общей теории познания. При этом она опирается на сенсуализм Дж. Локка, выводя всякое знание из ощущения и отвергая существование врожденных идей и способностей. В последнем случае К. пытается быть более последовательным сенсуалистом, чем сам Локк. Наше перцептивное поле состоит из элементарных ощущений, число которых конечно. В свою очередь, реальность за пределами сознания образуется из отдельных тел, кроме которых в природе ничего нет. На основании своего онтологического номинализма К. бичует "манию систем", которая плодит пустые, не имеющие отношения к действительности конструкции. К. подчеркивает структурное различие между материальными процессами и операциями мышления, исходя из онтологического дуализма. На этом основании он пытается доказать бытие Бога и опровергнуть учение Эпикура. Наряду с этим К. признает зависимость когнитивных операций от материальных структур, обусловливая различие между психикой человека и животного неоднородностью в их телесной организации (Р. Декартом такого рода неоднородность игнорируется). Важнейшую роль в познании у К. играет язык. Чувства пассивны, язык активен. Язык эквивалентен мышлению. Грамматика является существенным элементом искусства мышления. Языковые знаки предполагают семантическую независимость, что, в частности, означает возможность пользоваться ими и в отсутствие объекта. Отсюда эпистемологичес-ки важна проблема происхождения языка. К. считается одним из основателей ассоциативной психологии. Ctuvres philosophiques Paris, 1947-1951 Vol. 1-3; в рус. пер.: Соч. М., 19801984. Т. 1-3. Laromiguiere P. Paradoxes de Condillac. Paris, 1925; Bizzazi R. Condillac. Brescia, 1945; Knight J. The Geometric Spirit: The Abbe de Condillac and the French Enlightenment. New Haven, 1968.
В.И. Стрелков .