Философский словарь - легизм
Легизм
Основа доктрины Л. учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни roc-ва и общества. Творцом законов может быть только правитель. "Если во всем руководствоваться законом, страна будет наслаждаться порядком", писал Шан Ян. Его концепция закона включала в себя 1) систему наказаний и поощрений как основу воспитания народа в духе преданности правителю и 2) систему присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования). Систему строгих наказаний за нарушение приказов правителя независимо от тяжести преступления Шан Ян считал источником "силы и добродетели". Весомым дополнением этой политики он рассматривал также доносы и взаимную слежку, названные им "системой взаимной ответственности".
Важным элементом социальной теории Шан Яна был тезис о необходимости "ослабления народа", превращении его в безропотное, послушное орудие воли правителя. "Когда народ глуп им легко управлять". Это положение Шан Ян объяснял необходимостью заставить "народ" не "рассуждать" и думать об учении, а заниматься сельскохозяйственным трудом и "помышлять лишь о войне". "Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне", утверждал он. В основе этого тезиса Шан Яна лежала его убежденность в том, что мораль, традиции и культура несовместимы с природой человека его врожденным стремлением к выгоде.
Учение Шан Яна, дополненное концепцией Хань Фэя об "искусстве управления", было включено впоследствии в своих основных чертах в политическую доктрину императорского Китая (начиная с эпохи Хань 3 в. до н.э. 3 в. н.э.) и составило теоретический каркас политической культуры средневекового Китая. Интерес к учению легистов проявляли многие философы и политические деятели Китая вплоть до кон. 20 в.
Книга правителя области Шан ("Шан цзюнь шу"). М., 1968; Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Creel H.G. The Origins of Statecraft in China. Chicago, 1970.