одно из направлений аналитической философии, получившее наибольшее распространение в Великобритании, США и некоторых др. странах в 1930-1960-е гг. Впервые
метод филос. анализа естественного языка был разработан Дж. Муром. Др. важным источником для возникновения Л.ф. явилось учение позднего Л. Витгенштейна, его
теория языкового значения "как употребления". В основном разделяя критическую антиметафизическую установку логических позитивистов в отношении "традиционных" способов философствования, представители Л.ф. иначе объясняли причину возникновения филос. заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации "метафизиками" неточностей и двусмысленных форм языка, а в самой его "логике", его "глубинной грамматике", порождающей парадоксальные предложения (типа предложения, на которое обратил
внимание Мур: "Идет дождь, но я в это не верю") и всевозможные лингвистические "ловушки". Согласно Витгенштейну и некоторым его последователям из Кембриджского ун-та, филос. заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способов употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации ("языковые игры"), введения в качестве критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое
слово предполагало
возможность своей антитезы, осуществления номиналистической критики тенденции к унификации различных случаев употребления слов и др. приемов. При этом в отличие от логических позитивистов сторонники Л.ф. не призывали к "усовершенствованию" естественного языка по образцу формализованных логических языков или языка науки.
Одна из школ Л.ф. (Дж. Уисдом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) разработала сугубо "терапевтическую" интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с психоанализом. Др. группа лингвистических философов оксфордская школа "обыденного языка" стремилась прежде всего к созданию позитивной концепции языковой деятельности. Ею были разработаны оригинальные идеи, введен в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации (теория "речевых актов" Д. Остина), описания способов употребления психологических понятий (Г. Райл), выявления "концептуальной схемы" языка и познания (Я. Стросон), анализа моральных высказываний (Р. Хэар). Начиная с 1960-х гг. происходит сближение проблематик и исследовательских подходов Л.ф. и ряда направлений современной лингвистики (прежде всего в области лингвистической прагматики). Некоторые первоначально выдвинутые в Л.ф. концепции получают формально-логическую трактовку (таковой, напр., является иллокутивная логика Дж. Сёрла, навеянная идеями Остина).
Проблемы и противоречия буржуазной философии 6070-х годов. М., 1983; Философия. Логика. Язык. М., 1987; Chariesworth M.J. Philosophy and Linguistic Analysis. Pittsburgh, 1959; Waismann E. The Principles of Linguistic Philosophy. London, 1965; Katz J.J. Linguistic Philosophy. London, 1971; The Linguistic Turn. Chicago; London, 1975.
А.Ф. Грязнов