Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - ломоносов михаил васильевич

Ломоносов михаил васильевич

(1711-1765) ученый-энциклопедист, поэт и мыслитель. Философию изучал в Марбурге у X. Вольфа. Своеобразно трансформировал монадологию Г.В. Лейбница в физическую теорию корпускул механистическоматериалистического толка. Энциклопедизм Л. проявился в разработке широкого круга проблем физики, химии, геологии, минералогии, климатологии, экономической географии, истории, психологии, логики, эстетики. Филос. работу Л. немного: "Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии, в 1739 г., в марте месяце"; "Элементы математической химии"; "Заметки по физике и корпускулярной философии".

Л. был убежден, что между теорией и практикой существует самая тесная, непрерывная связь и поэтому истинный ученый должен быть также и философом, поскольку научная теория истинна лишь в том случае, если она опирается на правильные филос. основы. В ряду филос. дисциплин особое место занимает логика, т.к. каждая наука лишь постольку наука, поскольку она доказывает то, что утверждает. "Элементам математической химии" Л. предпослал филос. обоснование теоретических основ естествознания в форме описания двух основных законов мышления: закона противоречия и закона достаточного основания. "Одно и то же не может одновременно быть и не быть", а также: "Ничто не происходит без достаточного основания". Эти законы Л. называл аксиомами или высшими филос. принципами бытия и познания. Развиваясь в русле вольфианской философии, Л. все же сумел выйти за ее рамки, противопоставив сверхрационализированному миру нематериальных монад учение об атомах и корпускулах. В соч. "О нечувствительных частицах тела" Л. дал определение материи: "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Онтология Л. была тесно сопряжена с его гносеологией. Логические же проблемы излагались им в связи с риторикой. В 1743 было написано "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия", которое впоследствии было расширено и переработано в "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненная на пользу любящих словесные науки". Свое логическое учение Л. начинал с понятия, которое у него обозначилось термином "простая идея". Идеи суть "представления вещей или действие в уме нашем" и бывают простые и сложные. Рассматривая категории свойств и вещей, Л. делил последние на материальные и "жизненные". К материальным свойствам относились те, которые одинаково присущи как одушевленным, так и неодушевленным телам. Не проводя различий между первичными и вторичными качествами тел, Л. придавал т.н. вторичным качествам статус характеристик, объективно присущих самим вещам.

В качестве особой и специфической категории Л. выделял понятие "имена", выказав тем свое отношение к номиналистам и реалистам. Первых он называл "именниками", а вторых "вещественниками". Л. не отождествлял мышление и язык, но ставил их в определенную связь и писал о двух логических функциях слов: одни из них способны выражать лишь термины, другие же обозначают связи между мыслями. Т.о., Л. критиковал, с одной стороны, номинализм, ставящий знак равенства между понятием и словом, а с другой реализм, признающий реальным существование понятий самих по себе и приписывающий им первичность по отношению к вещам материального мира. Для познания и правильного поведения, писал Л., необходим природный рассудок, подкрепленный "логикой, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам". Л. ощущал острую связь не только с философией Нового времени, но и с филос. культурой Киевской и Московской Руси, что нашло определенное отражение в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке".

В сфере общественно-социальных идей Л. привлекали идеалы западноевропейского Просвещения: прогресс общества связывался им с развитием образования, просвещения и ремесел; развитие государственности сопрягалось с борьбой с теократическими тенденциями рус. церкви; развитие личности с формированием независимого и влиятельного гос-ва. Основными темами филос. поэзии Л. были Бог, Природа и Человек. По инициативе Л. при попечительстве кн. И.И. Шувалова был создан императорский Московский ун-т (1755). Л. был академиком Шведской и Болонской академий наук. В советский период научное и филос. творчество Л. было одним из центральных объектов историко-философских исследований. Оно безоговорочно характеризовалось как филос. материализм и ведущая тенденция рус. филос. мысли 18 в.

Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950-1983; Избр. произв.: В 2 т. М., 1986. Плеханов Г.В. Соч. М.; Л., 1925. Т. 21; Кузнецов Б.Г. Творческий путь. М.; Л., 1961; Уткина Н.Ф. М.В. Ломоносов. М., 1966; Развитие естествознания в России, XVIII начало XIX в. М., 1977; Абрамов А.И. Историография русской философии XVIII в. // Общественная мысль: Исследования и публикации. М., 1990. Вып. III.

А.И. Абрамов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ломоносов михаил васильевич
Значение слова ломоносов михаил васильевич
Что означает ломоносов михаил васильевич
Толкование слова ломоносов михаил васильевич
Определение термина ломоносов михаил васильевич
lomonosov mihail vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):