Философский словарь - макиавелли (мachiavelli) никколо
Макиавелли (мachiavelli) никколо
Суть мировоззрения М. определяли два основных принципа: антропологический и политический реализм, стремление к объединению Италии.
М. исходил из определенного понимания человеческой природы, которую он не считал ни однозначно доброй, ни однозначно злой. Однако политику следует, по его мнению, скорее исходить из того, что она зла. С именем М. связано возникновение реалистической политической философии, свободной от ханжеской христианской морали.
Происхождение гос-ва М. объяснял не с религиозных позиций, а через необходимость примирения противоречий между людьми, движимыми эгоистическими побуждениями. Различные политические режимы способ обеспечения равновесия между постоянно находящимися в состоянии борьбы богатыми и бедными.
Человек существо активное, деятельное. Не отказываясь от принципа судьбы, управляющей делами людей, М. в то же время высоко оценивал роль самого человека в творении своей жизни. Трактат "Государь" представляет собой своеобразное пособие для политика, сборник советов, как завоевать и удержать власть.
Добродетель государя не в моральном совершенстве или следовании Божьим заповедям. Она в способности к эффективной политической деятельности. Эта добродетель вполне совместима с жестокостью и вероломством в том случае, если интересы власти требуют жестокости и вероломства: "Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности". М. не одобряет аморализма, но он пишет о реальности и не приносит ее в жертву абстрактной христианской морали.
В "Государе" М. явно обозначил свои политические предпочтения, а также указал цель, для достижения которой он считал приемлемыми даже грязные средства. Будучи сторонником республики, ради объединения Италии он был готов принять тиранию и служить ей.
Религию М. рассматривал с т.зр. политической пользы. В ней главное не истина, а выполнение общественной функции. Высоко оценивая значимость религии, М. утверждал, что "из всех прославляемых людей более всего прославляемы главы и учредители религий". Он считал, что "религия была одной из первейших причин счастья Рима". Современную ему католическую церковь М. критиковал за то, что распущенность клира подрывает религиозную веру в народе, а светская политика римских пап препятствует объединению Италии.
В филос. и политической мысли более позднего времени политический реализм М. был утрирован, а "макиавеллизм" стал синонимом беспринципности, аморализма в политике. Opere. Milano; Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di governo. Roma; Bari, 1973. Vol. 1-2; в рус. пер.: Соч. М.; Л., 1934. Т. 1; О военном искусстве. М., 1939; История Флоренции. Л., 1973; Избр. соч. М., 1982.