Философский словарь - непротиворечивость
Непротиворечивость
Вместе с тем мышление коллективистических обществ и их идеологов (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество) склонно не только ограничивать фундаментальное требование Н., но даже выдвигать несовместимое с ним положение о противоречии как источнике всякого движения, в т.ч. движения мышления. Два утверждения "Тело находится в данном месте" и "Тело не находится в данном месте" составляют логическое противоречие. Однако Г.В.Ф. Гегель писал в своей "Философии истории": "Двигаться означает быть в данном месте и в то же время не быть в нем, следовательно, находиться в обоих местах одновременно; в этом состоит непрерывность времени и пространства, которая единственно только и делает возможным движение". Гегель лишь продолжал интеллектуальную традицию, сложившуюся в средневековом, умеренно коллективистическом обществе (ПсевдоДионисий Ареопагит, П. Дамиани и др.): познание наиболее глубоких истин, в частности познание небесного мира и его связей с земным миром, стоит выше требования Н. Из рус. философов эту идею пытался развить С.Л. Франк, понимавший, однако, что мышление, нарушающее требования логики, не является рациональным, и вводивший в связи с этим понятие особой, трансрациональной истины: "Она есть непостижимое, логически невыразимое единство познаний, которые в сфере отвлеченно-логического синтеза остаются безусловно несогласимыми". Развиваемая Гегелем, марксизмом и марксизмом-ленинизмом особая теория мышления диалектика основывается на явно декларируемом или молчаливом отрицании требования Н. или ограничении его действия сферой "повседневного мышления".
Допущение противоречий в коллективистическом мышлении означает, что рациональность такого мышления, постоянно апеллирующего к диалектике, принципиально отличается от рациональности индивидуалистического мышления. .