Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - нус

Нус

(греч. nous разум, мысль, дух) ум, термин др.-греч. философии, означающий начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания (в отличие от дискурсивно-рассудочного знания).

Черты, характерные для позднейших концепций Н., намечены в элейской школе (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего Н. у истоков мира. Первую развитую концепцию Н. дал Аристотель, у которого Н. эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего стоит во главе иерархии универсума и как предмет всеобщей любви есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный Н., для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого Н. Хотя у Платона концепция Н. не была достаточно разработана, в Платоновской академии, видимо, проводилось различие между умом-Н. и единым (Спевсипп) либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы Н. в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского Н. как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты Н. единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина Н. первая "ипостась", вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Н. вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (Н. как чистая мысль) и тождество того и др. ("совершенное живое существо" платоновского "Тимея"). Ямвлих четко выделил в Н. умопостигаемых и мыслящих богов. Прокл на основании тройного деления различал в Н. три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие Н. играет важную роль в христианской теологии (бог как Н.; "умная" природа ангелов) и антропологии (Н. как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в "умной" молитве, чистой от примеси воображения).

Наиболее значимыми для истории философии моментами антич. учения об уме-Н. следует считать разработки у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т.п. Perler O. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Vergleichende Untersuchungen. Freiburg, 1931; Hamelin O. La theorie de l'intellect d'apres Aristote et ses commentateurs. Paris, 1953; Armstrong A. H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect // Les sources de Plotin. Geneve, 1960; Kramer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amsterdam, 1967; Hager F.P. Der Geist und das Eine. Bern; Stuttgart, 1970; Szlezak Th.A. Platon und Aris-toteles. Basel; Stuttgart, 1979; Lloyd A.C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence // Oxford Studies in Ancient Philosophy. Vol. V. Oxford, 1987. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое нус
Значение слова нус
Что означает нус
Толкование слова нус
Определение термина нус
nus это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):