Философский словарь - оценка
Оценка
Понятие О. может быть прояснено путем противопоставления его дескриптивному (описательному) высказыванию, а также с помощью исследования внутренней структуры оценок и их видов.
О. является выражением ценностного отношения утверждения к объекту, противоположного описательному, или истинностному, отношению. В случае истинностного отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и объекта является последний; утверждение выступает как его описание. В случае ценностного отношения исходным является утверждение, выступающее как образец, стандарт. Соответствие ему объекта характеризуется в оценочных понятиях. Позитивно ценным является объект, соответствующий высказанному о нем утверждению, отвечающий предъявленным к нему требованиям.
Допустим, что сопоставляются какой-то дом и его план. Можно, приняв за исходное дом, сказать, что план, соответствующий дому, является истинным. Но можно, приняв за исходное план, сказать, что дом, отвечающий плану, является хорошим, т.е. таким, каким он должен быть.
В обычном языке между истиной и оценкой есть определенное различие. Слово "истинный" употребляется, как правило, только применительно к высказываниям, слово же "хороший" многофункционально. Напр., "Хорошо, что гремит гром" это оценка, говорящая о соответствии ситуации какому-то не указанному явно представлению; "Хорошая трава зеленая" в этом высказывании фиксируется одно из свойств, входящих в стандартное представление о том, какой должна быть "настоящая" трава; "Этот снег хороший" оценка, основанием которой является образцовое представление о снеге, и т.п.
Оценочное отношение мысли к действительности чаще всего выражается не с помощью особых оценочных понятий, а высказываниями с явным или подразумеваемым "должно быть": "Ученый критичен", "Электрон на стационарной орбите не должен излучать" и т.п.
О. включает следующие части, или компоненты: субъект О. лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту; предмет О. объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются; характер О. абсолютная и сравнительная; основание О. то, с т.зр. чего производится оценивание. Не все эти части находят явное выражение в О. Но это не означает, что они не обязательны. Без любой из них нет О. и, значит, нет фиксирующего ее оценочного высказывания.
О. не является ни истинной, ни ложной. Истина характеризует отношения между описательным высказыванием и действительностью; О. не являются описаниями. Они могут характеризоваться как целесообразные, эффективные, разумные, обоснованные и т.п., но не как истинные или ложные. Споры по поводу приложимости к О. терминов "истинно" и "ложно" во многом связаны с распространенностью двойственных, описательно-оценочных высказываний, которые в одних ситуациях функционируют как описания, а в др. как О.
Т.н. "Юма принцип", вызывавший до недавних пор дискуссии, говорит о невозможности логического перехода (вывода) от фактических (описательных) утверждений к утверждениям долженствования. Данный принцип принимается логикой О., отвергающей как выводимость О. из чистых описаний, так и выводимость описаний из О. Это не означает, однако, ни того, что между описательными высказываниями и О. нет вообще никаких связей, ни того, что О. не способны иметь косвенное эмпирическое обоснование.
Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Ивин А.А. Ценности в научном познании // Логика научного познания. М., 1987; Он же. Основы теории аргументации. М., 1997; Гусейнов АЛ, Апресян Р.Г. Этика. М., 1998; Wright G.H. von. The Varieties of Goodness. London, 1963; Hartman R.S. The Structure of Value. Southern Illinois University Press, 1967; Iwin A.A. Grundlagen der Logik von Wertungen. Berlin, 1975. A.A. Ивин