Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - пацифизм религиозный

Пацифизм религиозный

(лат. pacificus умиротворяющий) религиозная доктрина, отрицающая насилие и войны как способ разрешения социальных и межличностных конфликтов. В европейской культуре истоки П.р. выступают уже в Ветхом Завете, в котором содержатся заповедь десятисловия Моисея "Не убий" (Исх 20,16; Исх 32,19) и упоминание времени, когда люди перекуют "мечи на орала, и копии свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать" (Исх 2,4). Миролюбивые мотивы отчетливо выражены в Новом Завете: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф 5,9). Поэтому некоторые "отцы церкви" (Климент Александрийский, Ориген и др.) оценивали войну как несовместимую с учением Христа. После превращения христианства в государственную религию Римской империи (4 в.) церковь принимает доктрину справедливой ("священной") войны, которая последовательно разрабатывается Августином (5 в.), Фомой Аквинским (13 в.), Ф. Суаресом (16-17 вв.) и повсеместно применяется в средневековой Европе.

Идеологов ранней буржуазии отличает двойственное отношение к вооруженным конфликтам. Они осуждали их как препятствие для развития промышленности и торговли (фритредеры), но оправдывали, если войны велись против "тиранов", ради новых рынков сбыта, источников сырья и т.п. Эта амбивалентность проявлялась и в позиции основоположников протестантизма. Так, М. Лютер признавал "роль меча" для обеспечения гражданского порядка, а Ж. Кальвин установил террористическое правление в Женеве. К вооруженному насилию призывали и лидеры плебейского крыла Реформации (Т. Мюнцер, Иоанн Лейденский). Идеи П.р. впервые были высказаны христианскими гуманистами и противниками ранней протестантской ортодоксии (Эразм Роттердамский, С. Франк, С. Кастеллион, М. Сервет), осуждавшими войны как проявление варварства и жестокости.

Ряд гонимых протестантских сект, возникших в 16 в. (швейц. и чеш. братья, гуттерское братство, менониты и др.), апеллируя к этике Евангелия, категорически отказывались участвовать в любой деятельности, связанной с войной. Еще более решительную позицию защищали возникшие век спустя квакеры (Англия), или "друзья". В каждом человеке, утверждали они, незримо присутствует божественная субстанция ("Внутренний Свет", "живой Бог", "Слово"), поэтому убийство любого человека, а тем более война это не что иное, как "богоубийство", которое не может быть оправдано никакими "человеческими" (политическими, юридическими, гуманистическими и т.п.) соображениями. Аналогичные размежевания совершались и в России, где начиная с 17 в. возникали сектантские образования (духоборцы, некоторые разновидности молокан, позже толстовцы, пятидесятники, адвентистыреформисты и др.), противопоставлявшие себя православной доктрине "священной войны" за "веру, царя и Отечество".

До 20 в. последователи П.р. постоянно подвергались репрессиям со стороны как светских властей, так и церковных лидеров. Решающий поворот обозначило наступление ядерной эры. Если раньше религиозные пацифисты отвергали всякую войну как "богоубийственную", то ядерная война могла рассматриваться как самоубийственная для человеческого рода в целом. Тем самым П.р. получал возможность стать фрагментом светской социальной мысли, обрести аргументы, основанные на научных расчетах. Начиная с 1950-х гг. на Западе возникает массовое движение т.н. ядерного пацифизма, объявляющего святотатством войну с применением средств массового уничтожения ядерного, химического, биологического, лазерного оружия. Ныне эту позицию разделяют практически все крупнейшие христианские церкви. Сторонники "ядерного пацифизма", как правило, признают справедливость применения обычного оружия для национальной самообороны, однако программы, подобные квакерской, по-прежнему остаются активным ферментом современного антивоенного движения, ее конечным идеалом.

Вместе с тем в 20 в. возросла роль религиозного фактора в национально-этнических конфликтах. Сами по себе они вызываются конкретными социально-экономическими, геополитическими факторами и могут быть предметом заинтересованных переговоров и возможных компромиссов. Однако их сакрализация неизбежно рождает фанатизм соперничающих сторон и сводит до минимума шансы на разумную договоренность. Примерами могут служить противостояние иудаистского, христианского и исламского "миров" на Ближнем Востоке, конфронтация мусульман и индуистов в Кашмире, суннитов и шиитов в исламе, терроризм "араб. фундаменталистов", учащающиеся призывы к джихаду на Сев. Кавказе и т.д. При всей своей социологической наивности П.р. служит влиятельным фактором и залогом выживания человечества, прообразом торжества гуманных цивилизованных отношений между народами.

Митрохин Л.Н. Христианство и борьба за мир (религиозный пацифизм на Западе: истоки и социальная роль) // Вопросы философии. 1984. № 11; Митрохин Л.Н. К вопросу об истоках и роли современного пацифизма на Западе // Вопрос всех вопросов. М., 1985.

Л.Н. Митрохин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пацифизм религиозный
Значение слова пацифизм религиозный
Что означает пацифизм религиозный
Толкование слова пацифизм религиозный
Определение термина пацифизм религиозный
pacifizm religioznyy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):