Философский словарь - падартхадхармасанграха
Падартхадхармасанграха
Все шесть категорий имеют характеристики существования, именуемости и познаваемости. Первые пять категорий, т.е. все кроме присущности, суть то, чему может быть присуще нечто другое.
Последние пять категорий, т.е. все кроме субстанции, не могут быть локусом качеств и движений. Субстанции, качества и движения причастны существованию, могут быть общими и особенными, именоваться "вещами", быть агентами дхармы и не-дхармы, а также следствиями и причинами ч.л. Общее, особенное и присущность самосущны, "характеризуемы суждениями", не могут быть ни следствиями, ни причинами ч.
-л., не причастны различиям общего и особенного, вечны и не могут именоваться "вещами". За этой филигранной системной классификацией основных видов сущего следует описание характеристик всех шести категорий. Материальные элементы земли, воды, огня и ветра характеризуются по присущим им свойствам, а затем различаются два их уровня в виде атомов и производных образований; последние распределяются по соответствующим "телам", органам чувств (имеющим, по вайшешике, материальное происхождение) и объектам.Экспозиция четырех материальных элементов дает Прашастападе повод для описания космогонического процесса. После каждых ста лет жизни Брахмы (один его день равен 4 320 000 человеческим годам) Махешвара ("Великое Божество") дает отдых живым существам (за его решениями стоит, однако, всеобщий "закон кармы"), уставшим от сансары, и наступает космическая ночь распада всего составного до конечных атомов.
Затем, ради того, чтобы живые существа вновь начали испытывать радость и страдание, Махешвара начинает новое миросозидание. Вначале из атомов ветра образуется "великий ветер", который "провоцирует" образование масс воды, земли и огня, а затем из смеси атомов огня и земли образуется космический эмбрион, из коего рождается Брахма, порождающий из своей мысли божества и бестелесные существа, а из частей своего тела четыре варны людей и др. живые существа, которые он заставляет соединяться с определенными ментальнопсихическими состояниями в зависимости от "отпечатков" кармы, накопленной ими в предыдущий космический период. За описанием характеристик субстанций следуют характеристики качеств, и (поскольку "суждения" также включаются в число качеств) это дает повод Прашастападе рассмотреть все источники знания, уделив специальное внимание нетривиальным восприятиям и среднему термину силлогизма. Подробностью отличаются классификации видов движения. Анализируя общее, автор "П." различает два уровня универсалий высший (Бытие) и низший (те универсалии, которые могут быть подклассом более общего класса), в классе особенного специальное внимание уделяется предельным "индивидуаторам" отдельных атомов. Выявляются и четыре признака присущности, отличающие ее от простого контакта между двумя объектами. "П." неоднократно комментировалась. Основные истолкования: "Ньяякандали" Шридхары (10 в.) и "Киранавали" Удаяны (11 в.). Complete Word Index to the Printed Editions of the Prasastapadabhasya by J. Bronkhorst and Y. Ramseier. Delhi, 1994. B.K. Шохин .