Философский словарь - польза
Польза
Принятие П. в качестве ценностной ориентации может порождать нравственные коллизии в том случае, когда П. трактуется как благо само по себе или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользо-ориентированного сознания морально нейтральны. Однако с этической т.зр. всегда сохраняется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности, между добром и П., поскольку П. и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, но связанных друг с другом индивидов. В психологии эта система практического сознания передается с помощью понятия "принцип реальности" (ср. Удовольствие). Устремленность к П., успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей.
В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех традиционных обществах стремление к П. как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентаций; в рамках экономических, вещных отношений П. приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиболее типичным выражением пользо-ориентированной деятельности является предпринимательство как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг. В экономической теории свойство полезности отражается в понятии "потребительная стоимость".
В классической либеральной мысли нравственно-гражданское значение принципа П. усматривается в том, что он позволяет устанавливать масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничивать эгоистическое своеволие. В настоящее время понятие П. как теоретический концепт постепенно переместилось в социально-экономическую теорию, а также прикладные теории управления и организации. В социально-моральных теориях усиливается критицизм в отношении П. как ценностного понятия и практического принципа.
Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1900, Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 3; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Бентам И. Введение в принципы нравственности и законодательства. М., 1998.
Р. Г. Апресян