Философский словарь - прабхакара
Прабхакара
Свою систему категорий П. строит из материалов вайшешики, добавляя к первым ее четырем категориям ("субстанция", "качество", "движение" и "общее") четыре новые: "зависимость" (паратантрата), "потенциальность" (шакти), "сходство" (садришья) и "число" (самкхья). Последняя соответствует количеству, в вайшешике отсутствующему, предпоследняя отношению, "потенциальность" возможности "вызревания" результата обрядовых действий. Показательно, однако, что он не включает сюда небытие (абхава) как и буддисты, он отвергает несуществование (которое категоризируется у Кумарилы). Хотя "сходство" у него категоризируется, оно в известном смысле замещает универсалии, коим П., почти как и школа Дигнаги, отказывает в статусе реальных и отдельных от индивидов вещей. В эпистемологии П. известен прежде всего своей концепцией ошибочного познания. Классические примеры свернутой веревки, принимаемой в темноте за змею, или морской ракушки, принимаемой за серебро, истолковываются им как смешение перцепции с воспоминанием. Основной акцент этой концепции утверждение безусловной истинности познания как такового, в чем П. решительно расходится с буддистами. Расходится он с ними и в трактовке самого восприятия, допуская помимо внерефлектив-ного отражения объекта также и рефлективную стадию, когда воспринимаемое идентифицируется ("Это есть то"). В философии языка П. отстаивал позицию, согласно которой значение предложения не сводится к сумме значения составляющих его слов, но содержит большее. Наконец, ему принадлежит трактовка ритуального действия, по существу альтернативная той, которую отстаивал Шабарасвамин. Он считал, что мотивом исполнения предписания должны быть не "плоды" в настоящей или будущей жизни, но совершенно бескорыстная установка на совершение долга ради него самого, которая сопровождается особым "чувством долга", не находящим аналогий во всем спектре "эмпирических" эмоций индивида. Ф.И. Щербатской не был далек от истины, сопоставляя эту позицию с кантовским учением о категорическом императиве.
Доктрины П. разрабатывались Шаликанатха Мишрой (10 в.), откомментировавшим его основное сочинение, а также Рамануджачарьей (не ведантист), Бхаванатхой и рядом др. философов, сыгравших весьма важную роль в инд. средневековых контроверсиях.
Щербатской Ф.И. Учение о категорическом императиве у брахманов // Сб. Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук. Пг., 1918. Т. 5. Вып. 1.
В.К. Шохин