Философский словарь - радлов эрнст леопольдович
Радлов эрнст леопольдович
Осн. научные интересы его находились в области истории философии. Радлов был большим знатоком философии Аристотеля. Им написаны монографии «Этика Аристотеля» (1884) и «Об истолковании Аристотеля» (1891); ему принадлежат первые переводы «Феноменологии духа» Гегеля (1913), при его участии издано собр. соч. Платона. Радлов явился критиком методологических установок историко-философской концепции А.
И. Введенского («Очерк истории рус. философии», 1912), предлагавшей трехчленную периодизацию истории рус. философии. Сам Радлов выдвинул двучленную ее периодизацию: подготовительный период (до Ломоносова) и построительный (от Ломоносова и далее). Большое количество работ Радлов опубликовал по истории рус.философии. По его мнению, в рус. философии имелись два осн. направления: первое шло от «чужой мысли» (византийской, польск., западноевропейской) и «не противопоставляло себя иноземным течениям», второе, появившись под чужим влиянием, стремилось выразить национальное миросозерцание, «соответствующее свойствам рус. народа». Здесь он на первое место выдвигает славянофилов.
Радлов неоднократно обращал внимание на особенности рус. философии, находя их в обращенности к «исканию правды и смысла жизни», а также в мистицизме, пронизывающем все проявления рус. мысли. Кроме того, он подчеркивал ее преимущественный интерес к этическим вопросам, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте. .