Философский словарь - ранер (rahner) карл
Ранер (rahner) карл
Одним из основных толчков для мысли Р. послужило переосмысление томистской метафизики в духе кантовского трансцендентализма, предпринятое в работе Ж. Марешаля "Точка отсчета метафизики". Создавая собственный вариант теологической антропологии, Р. вступил в диалог с философией М. Хайдеггера, у которого он учился во Фрайбурге. Свой богословский метод он назвал трансцендентальноантропологическим, ориентированным на трансцендентальный, т.е. универсальный, априорный и дорефлективный опыт. Трансцендентальный опыт становится сознательным, только если мы осуществляем рефлексию по поводу человеческого познания и деятельности, но такая рефлексия открывает человеческую трансцендентность в конечном мире, где человечность открыта бесконечной запредельной миру тайне, именуемой в религии Богом. Анализ трансцендентального опыта показывает, что дорефлективный опыт Бога присутствует во всем человеческом опыте. Человеческая природа становится само-трансценденцией к Богу.
Для Р. метафизическая проблема человека связана с главным вопросом метафизики, т.е. с вопросом о бытии сущего как такового. Познаваемость наиболее фундаментальная черта бытия, его сущность, ибо бытие того "что есть" это познаваемость того "что есть". Человеку в его самосознании изначально присуще вопрошание о бытии, он сам существует как "вопрос о бытии в целом". При этом он уже обладает неким предварительным знанием бытия как такового. Оно предварительно познается в особых духовных актах "предпостижения" (Vorgriff) и "предпонятия" (Vorbegriff). "Нетематическое", доконцептуальное схватывание бытия становится трансцендентальной основой всех суждений относительно ограниченного бытия.
Бытие человека противоречиво в одновременной историчности и трансцендентности, он "колеблется" посредине между миром и Богом. Бог открывается человеческому Я, обращая к нему свое Слово. Тем самым человек определяется как "слушатель Слова" через фундаментальную рефлексию собственного бытия, переживание самого себя в истории.
Особое значение в антропологии Р. приобретает анализ феномена смерти. Выделяются феномены смерти, смертности и умирания как определяющие категории человеческого существования (близкие к Хайдеггеровскому "экзистенциалу"). Смерть это основной "выбор человеческого сердца", "активное самоприведение к завершенности", одновременно и "полнота", и "опустошенность", утрата человеком самого себя и единство "в-себе-бытия" личности и ее чистого "для-себя-бытия".
Помимо философско-теологической деятельности Р. активно занимался религиозной публицистикой, исследуя проблемы современного мира и церковной жизни. Geist in Wfelt. Munchen, 1957; Horer des Wortes. Munchen, 1963; Grundkurs des Glaubens. Freiburg im. Breisgau, 1976.