Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - райл (ryle) гилберт

Райл (ryle) гилберт

(1900-1976) англ. философ, представитель направлений философия обыденного языка и философия сознания. Образование получил в Оксфордском ун-те, где затем в 1945-1968 работал проф. С 1947 по 1971 был главным редактором жур. "Mind".

В своем развитии Р. прошел ряд этапов. В его оксфордском курсе философии центральное место занимал Аристотель. Интерес к аристотелевскому логикофилософскому наследию, вт.ч. к использованию в нем апелляций к "обычному языку", Р. сохранил на протяжении всего своего творчества. Феноменологию Р. оценивал как особый способ анализа обыденного сознания, которому Э. Гуссерль дал не очень удачное название. В нач. 30-х гг. Р. перешел на позиции аналитической философии. Он сначала принял концепцию логического атомизмаи теорию языка как образа, родственную теории языка "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейна, а позже примкнул к британской философии "обыденного языка", став ее крупнейшим представителем, наряду с Дж. Уиздомом и Дж. Остином.

Взгляды зрелого Р. отмечены печатью заметного влияния позднего Витгенштейна. Это находит свое выражение в интересе к философии сознания и во внимании к всевозможным концептуальным ловушкам и замешательствам, вызываемым механизмами действия языка. Понятие категория у Р. сходно с понятием языковая игра у Витгенштейна: философия призвана демонстрировать, какие способы выражения и понятия и в каких границах имеют смысл, а какие приводят к категориальным ошибкам. Р. ввел метод анализа заблуждений, возникающих в результате категориальных ошибок.

Главный труд Р. "Понятие сознания" (1949), ставший классикой аналитической философии, посвящен анализу языка, используемого в философии и психологии для описания сознания и объяснения его работы, анализу логических возможностей понятий, описывающих "ментальное поведение". Первые главы Р. отводит последовательной критике картезианского дуализма, ментального и телесного, с его догмой о "духе в машине". Трактовке сознания как особой субстанции или внутренней сцены, на которой разыгрываются ментальные события, Р. противопоставляет диспозициональную концепцию сознания. В качестве диспозиции, доказывает Р., можно истолковать и знание. С этой целью он вводит различие между "знанием как" (знание, как довести некое действие до его завершения, напр. знание, как играть в шахматы) и "зна н и е м что" (некая теоретического типа информация о планировании действий, напр., шахматные правила). Можно сказать, что Р. связал популярный в те годы бихевиористский подход с философией языка, переведя проблему в логико-лингвистический план.

В отличие от Витгенштейна и многих др. представителей аналитической философии Р. философ основательной академической выучки с широким историко-философским кругозором; в этом смысле он "традиционный" философ при всей неортодоксальности его методов анализа и его работ.

Главы из "Дилемм" // Вопросы философии. 1996. № 6; Обыденный язык // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998; Понятие сознания. М., 2000; Phenomenology // Proceedings of the Aristotelian Society. Suppl. Vol., XI. 1932; Philosophical Arguments. Oxford, 1945; The Concept of Mind. New York, 1949; Dilemmas. Oxford, 1969.

Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое райл (ryle) гилберт
Значение слова райл (ryle) гилберт
Что означает райл (ryle) гилберт
Толкование слова райл (ryle) гилберт
Определение термина райл (ryle) гилберт

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):