Философский словарь - сновидения
Сновидения
Интерес к С. характерен для всех эпох человеческой культуры, причем почти всегда преобладало стремление найти связь между С. и реальностью. В древности толкование С. носило магический характер, сами С. объяснялись контактом души с иным миром. В др.-греч. философии впервые были сделаны попытки рационального объяснения С. В частности, Аристотель рассматривал С. как продолжение деятельности.
Значительное внимание анализу С. уделял З. Фрейд. По его мнению, в С. в символической форме происходит иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Психоанализ указывает на связь С. с инфантильным, с мышлением архаическим, с фантазиями и т.п. В глубинной психологии особое значение придается анализу С. как методу проникновения в бессознательные психические процессы.
С. изучаются этнографией, историей культуры, медициной, психологией.
Современная психофизиология связывает возникновение С. с фазой т.н. быстрого сна, во время которой наблюдается активность коры головного мозга, преимущественно в правом полушарии, что обусловливает преобладание в С. пространственно-образного мышления, отсутствие критического отношения к содержанию С.. даже если оно алогично. Сюжет С. в образной, символической форме отражает основные мотивы и установки субъекта. Считается, что одной из главных функций С. является эмоциональная стабилизация, они также составляют важное звено в системе психологической защиты, временно ослабляют напряженность психологического конфликта, способствуют восстановлению поисковой активности, положительно влияют на процессы творчества.
Анализу явления С. посвящены некоторые филос. работы, в частности Н. Малкольма, который применяет "грамматический анализ" Л. Витгенштейна к самому понятию "С." и рассматривает такие вопросы, как критерии реальности С. и т.п.