Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - спиркин александр георгиевич

Спиркин александр георгиевич

(р. 1919) философ и психолог, специалист в области проблем сознания и гносеологии; доктор филос. наук (1959), проф. (1960). В 1941 окончил Ин-т дефектологии (ныне факультет Московского педагогического унта). В 1941 1945 политзаключенный. Реабилитирован (1957). В 19451946 научный сотрудник Ин-та неврологии АМН СССР; в 1946-1952 научный сотрудник Инта философии АН СССР. Ведет преподавательскую работу по психологии и философии с 1946. С 1954 работает в издательстве "Советская энциклопедия", в 19601970 зав. редакцией философии, а также зам. главного редактора "Философской энциклопедии". С 1962 старший научный сотрудник Ин-та философии АН СССР, с 1978 по 1982 зав. сектором диалектического материализма, затем главный научный сотрудник. Вице-президент Филос. общества СССР (1971-1975).

Главный редакторский труд С. "Философская энциклопедия" (в 5 т., 1967-1970) явилась значительным событием в духовной жизни страны 1960-х гг. "Она... сделала материалом обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современность. Это значительная интеллектуальная ценность... Душой "Философской энциклопедии" был А.Г. Спиркин" (М. Капустин. "Конец утопии?" М., 1990). Для "Философской энциклопедии" С. написал ряд статей, среди которых: "Философия", "Мировоззрение", "Методология", "Сознание", "Диалектика", "Восхождение от абстрактного к конкретному", "Наука" (в соавт.), "Восприятие" (в соавт.), "Любовь" и др.

Центральная проблематика научных исследований С. связана с разработкой фундаментальной филос. и психологической теории сознания и самосознания. С. в течение трех лет занимался в Сухумском питомнике исследованием поведения обезьян с целью уяснения биологических предпосылок возникновения человека. В публикациях С. анализирует проблемы происхождения и историю развития сознания; сознания и языка; общения и взаимного понимания людей, эпох и культур; историю теорий сознания в западноевропейской, вост. и рус. филос. мысли; сознательного и бессознательного; рациональных и интуитивных форм постижения реальности; паранормальных состояний сознания и подсознания; сознания, знания и веры; особенности религиозного сознания и опыта; проблемы чуда; феномен ясновидения и др. экстрасенсорных явлений. Значительное место в работах С. занимает исследование филос. проблем человека: человек как личность; личность в зеркале своего Я; уникальность человеческого бытия. Разрабатываются также понятия творческой личности, одаренности и ее уровней: "талант" и "гений". Одна из важнейших тем исследований смысл и предназначение философии. С. автор одного из наиболее популярных отечественных учебников по философии, выдержавшего 3 изд. (1963, 1966, 1967). Главная идея, выдвигаемая С. с нач. 1980-х гг., критический пересмотр устоявшихся в марксистской философии упрощенных воззрений, согласно которым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных. С. склонен полагать более верными идеи катастрофизма и креационизма. Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Ч. Дарвина, гипотеза которого опирается на большой фактический материал. Однако С. считает несостоятельной концепцию Ф. Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны. Отклоняя положение о "первичности материи и вторичности сознания", С. обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках которой человек предстает как существо космическое, биологическое, социальное и разумное. Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, который понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют). Отсюда вывод о необходимости веры в Бога, без которой теряется смысл бытия вообще и человека в частности. В кн. "Философия" С. переосмыслил историю философии, показав несостоятельность т.зр., согласно которой история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. В этой работе по-новому представлены проблемы религии, социальной философии и филос. истории. Подвергаются критике различные виды тоталитаризма.

Учение И.П. Павлова о сигнальных системах. М., 1949; Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека // Вопросы философии. 1954. № 4; Мышление и язык. М., 1958; Происхождение сознания. М., 1960; Абстрагирование // Вопросы философии. 1960. № 1; Курс марксистской философии. М., 1963 (1-е изд.); О некоторых философских проблемах кибернетики // Проблемы кибернетики на службе общественных наук. М., 1964; Происхождение категории пространства // Вопросы философии. 1964. № 3; О соотношении понятия и слова // Вопросы философии. 1965. № 6; Сознание и самосознание. М., 1972; Человек // Большая медицинская энциклопедия. 1975. № 28; Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. М., 1978; Основы философии. М., 1988; Противоречие // Философский энциклопедический словарь. 1989; Философия: Учебник для вузов. М., 1998, 1999, 2000.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое спиркин александр георгиевич
Значение слова спиркин александр георгиевич
Что означает спиркин александр георгиевич
Толкование слова спиркин александр георгиевич
Определение термина спиркин александр георгиевич
spirkin aleksandr georgievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):