Философский словарь - таттвартхадхигама-сутра
Таттвартхадхигама-сутра
Праведное воззрение убежденность в истинности семи категорий: джива (душа), аджива (не-душа), асрава ("приток" в душу тонкой кармической материи), бандха ("связанность" души этой материей), самвара (начальное блокирование этого "притока"), нирджара (завершающие стадии блокирования) и мокша. Правильное познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясновидческое, телепатическое и абсолютное (классификация, отличная от общеиндийского распределения источников знания).
Первые два вида опосредованные (различаются пять стадий первого), остальные непосредственные. Главы II-IV посвящены главной категории дживе. Сущность души способность к отражению объектов. Души делятся на пребывающие в сансаре и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Здесь же различаются четыре способа рождения живых существ. Глава V, посвященная субстанциям души и не-души, открывается определением субстанций как таковых. Общие их атрибуты вечность, неизменность, бесформенность. Здесь же делается оговорка, что вещество пудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут вездесущесть (которая, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и сама природа их как субстрата качеств и проявлений, и учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также и время. В главах VI-VII рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава это и результат активности: благой и не-благой, "омраченной" и "неомраченной". Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнизма праведного поведения. Речь идет о пяти фундаментальных "обетах": преодоление насилия, лжи, нечестности, нецеломудрия, стяжательства, далее перечисляются проступки против них. Предмет главы VIII закабаление индивида кармами (как следствие "притоков" кармы); здесь же калькулируются сроки действия различных карм.В главе IX рассматриваются две стадии преодоления "притоков" кармической материи посредством нравственных деяний и аскетических подвигов и медитативных средств закрепления результата. Глава X посвящена "освобождению", которое есть ликвидация "закабаления", по-иному, следствие нирджары, рассматриваемое как окончательное уничтожение карм.
У адепта, достигающего этого состояния, восстанавливаются всеведение и могущество души став "совершенным", он может "восходить" до пределов Вселенной.В течение веков "Т." неоднократно комментировалась (первым ее истолкователем был сам Умасвати) философами шветамбаров и дигамбаров и сохраняет свое значение в джайнизме и в настоящее время. "Таттвартха-адхигама-сутра" Шри Умасвати Вачаки [Пер. А.А. Терентьева] // Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избр. тексты. М., 2001. С. 146-161.
В.К. Шохин .