Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - зенон (zenon) из китиона

Зенон (zenon) из китиона

(334/3-262/1 до н.э.) -основатель стоической школы. Потомок выходцев из Финикии, З. около 311 до н.э. приехал в Афины, где слушал киника Кратета, академика Полемона, мегариков Стильпона и Диодора Крона; совокупность этих влияний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию, учение сицилийских врачей-"пневматиков", а также перипатетическую физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма. Около 300 до н.э. З. основал собственную школу. Среди соч. З. (сохранились только фрагменты) выделяются: "Государство", "Об учении", "О знаках", "О мироздании", "О сущности", "О природе", "О влечении, или О природе человека", "О жизни согласно природе", "О надлежащем", "О страстях", "О законе".

Хотя сохранившиеся материалы недостаточны для реконструкции учения З. в его полном виде, они свидетельствуют о том, что З. наметил догматику стоицизма как минимум во всех основных частях. Предложенная им схема построения и изложения учения (логика физика этика) подчеркивала значение этики и стала, повидимому, господствующим вариантом общешкольной нормы. З. разработал учение о "постигающем представлении" и ввел соответствующий термин, задав, т.о., номиналистические (критика теории "идей") параметры стоической гносеологии. В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме, о причинности и космических циклах, а также заложил основы космологии (мироздание система концентрических сфер, окруженная огненным эфиром), телеологии, мантики и учения о судьбе. В душе выделял восемь частей (с "ведущей" в области сердца) и четыре "способности" (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа, рассматривал влечения (включая их парарациональную этическую разновидность "страсти") как эпифеномены суждений разума. В этике предложил объективные "природные" масштабы целеполагания и сформулировал "конечную цель" как "жизнь согласно с природой", а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и "безразличном"). Вероятно, уже З. соединял добродетель и счастье аналитически (в духе школьной догмы "добродетели довольно для счастья"). Формальным завершением этики служит учение о мудреце автаркичном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности "судьбе". Учение о "космополисе" (всемирном сообществе разумных существ), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, вероятно, сформулировано в "Государстве".

Фрагменты ранних стоиков. М., 1998. Т. 1. Jagu A. Zenon de Cittium. Son rdle dans L'etablissement de la morale stoicienne. Paris, 1946; Graeser A. Zenon von Kition. Posi-tionen und Probleme. Berlin; New York, 1975.

ЗEHOH (Zenon) из Элеи (акмэ 460-е гг. до н.э.), ученик Парменида, тираноборец, конкретно обосновывал учение Парменида о немыслимости, а тем самым о небытийности множества и движения.

Доказательство против множества от противного, по схеме: "А есть В" истинно, потому что суждение "А не есть В" ложно, ибо допущение его истинности приводит к одинаковой истинности С и не-С. "Бытие едино", потому что допущение, что "бытие не едино, а множественно", приводит к противоречию. 1. Тезис: "Если существует много [вещей], то их должно быть [ровно] столько, сколько их [действительно] есть, отнюдь не больше и не меньше, чем сколько их есть. Если же их столько, сколько их есть, то число их ограниченно". Антитезис: "Если существует много [вещей], то сущее [по числу] беспредельно. Ибо между [отдельными] вещами всегда находятся другие [вещи], а между этими опять другие. И таким образом сущее неограниченно [по числу]". 2. Тезис и антитезис вместе: "Если сущее множественно, то оно должно быть и малым, и большим: настолько малым, чтобы [вовсе] не иметь величины, и настолько большим, чтобы быть бесконечным". Вывод: "Тому, кто утверждает множественность [сущего], приходится впадать в противоречие".

Доказательство против движения: мысля движение, мысль заходит в тупик (апория): 1. Движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца, но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности ("Дихотомия" разрубание надвое). 2. Быстрое (Ахиллес) не настигает медленное (черепаху), т.к. медленное будет всякий раз опережать быстрое на такую часть предыдущего расстояния между быстрым и медленным, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого. З. Летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет в каждый момент времени занимает равное себе место, а тем самым покоится в нем.

Фрагменты: Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1915. Ч. 2; Zeno of Elea. Cambridge, 1936; Diets H., Kranz W. (Hrsg.). Die Fragmente der Vorsokratiker. Berlin, 1951. Bd 1.

Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием "апорий Зенона"? // Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 1972; Grunbaum A. Modern Science and Zeno's paradoxes. Middletown, 1967.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое зенон (zenon) из китиона
Значение слова зенон (zenon) из китиона
Что означает зенон (zenon) из китиона
Толкование слова зенон (zenon) из китиона
Определение термина зенон (zenon) из китиона
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):