Библиологический словарь - борнкамм
Борнкамм
(Bornkamm) Гюнтер (1905-90), нем. протестантский богослов и экзегет. Ученик Бультмана. Род. в Гёрлице. Учился в Марбурге и Гейдельберге. В годы третьего рейха был одним из идеологов "Исповеднической церкви", к-рая занимала активную антинацистскую позицию. В 1946 был э.-орд. проф. в Геттингене. С 1949 состоял орд. проф. по кафедре новозав. экзегетики в Гейдельбергском ун-те.
Во время войны был пастором в Мюнстере и Дортмунде. В процессе своих исследований Б. стал постепенно отходить от позиций бультманизма. С одной стороны, в отличие от метода *"истории форм" школы, к-рая видела в Евангелиях лишь отражение анонимного церк. Предания, Б. обратил большое внимание на труд самих евангелистов. В своем толковании рассказа о буре в Ев.
от Матфея он выдвинул тезис о том, что ев. Матфей был не только передатчиком традиции, но и "наиболее ранним экзегетом" Церкви, богословски осмыслявшим первонач. предание. Тем самым Б. положил начало *"истории редакций" школе. С другой стороны, он выступил против мнения Бультмана об относительно слабой связи между Иисусом Христом и Общиной.
В своей книге "Иисус Назарянин" ("Jesus von Nazareth", Stuttg., 1956) Б. защищал тезис, что "Евангелия позволяют нам видеть историческую личность Иисуса в Его непосредственной мощи". Именно "изумительный царственный облик Христа" (а не отвлеченная идея веры) был высшим авторитетом для апостолов и евангелистов; поэтому, вопреки Бультману, Б. признает, что первохристиан живо интересовали как речения Спасителя, так и события Его жизни.
Однако в центре всего стояло Воскресение. Оно явилось для учеников свидетельством того, что Иисус есть Господь. "Нужно было,пишет Б.,вывернуть наизнанку все пасхальные повествования, чтобы создать фразу Фауста: "Они прославили Воскресение Господне потому, что воскресли сами". Но ученики вовсе не воскресли. Вот что они чувствовали сперва в трепете и страхе, а затем в радости и ликовании они, ученики, были отданы смерти, а Распятый и Погребенный жив!" Работы Б.
и их тенденция характерны для т.н. постбультмановского периода в изучении НЗ. Handbuch zum Neuen Testament, Tub., 1949 (англ. пер.: The New Testament: A Guide to its Writings, Phil., 1973); Uberlieferung und Auslegung im Matthausevаngelium, Neukirchen, 1960; (англ. пер.: Tradition and Interpretation in Matthew, L., 1963); Paulus, Stuttg., 1969 (англ. пер.: Paul, L., 1971); Geschichte und Glaube, Munch., 1968. *B r o w n R., After the Elections, What?, "Christianity and Crisis", N.Y., 1970, v. 30; *P e r r i n N.
, What is Redaction Criticism?, Phil., 1982; RGG, Bd. 7, S. 31. .