Библиологический словарь - бубер
Бубер
(Buber) Мартин (1878-1965) иудаистский религ. философ. Род. в религиозной евр. семье, учился во Львове, Вене и Берлине. Испытал сильное влияние идей Канта и Ницше; изучал протестантский мистицизм и философию С.Кьеркегора. Переход от мистики растворения в Абсолюте к библейскому пониманию "диалога между Богом и человеком" отразился в самой известной книге Б.
"Я и Ты" ("Ich und Du", Lpz., 1923). Человек, по Б., обретает себя только через "встречу" и "отношение" с Богом, Который незримо присутствует в мире. Эта встреча не может быть передана никаким рациональным описанием. В диалоге с Богом человек обретает спасение, а не "познание" или "решение". Божье присутствие не уводит человека от жизни, а, напротив, ее освящает.
Совместно с Ф.Розенцвейгом Б. предпринял перевод ВЗ на нем. яз. с сохранением ритма и стилевых особенностей оригинала. После кончины соавтора (1929) Б. продолжил работу, завершив ее только в 1958 г. "По единогласному почти признанию самых выдающихся знатоков, перевод Библии Буберу удался блестяще" (Л.Шестов). С 1923 Б. преподавал во Франкфуртском ун-те.
В 1933 с приходом к власти нацистов он был освобожден от преподавания, но оставался в Германии. В 1938 Б. уехал в Иерусалим, где жил до конца своих дней, состоя проф. Иерусалимского ун-та. К области библеистики относятся три работы Б.: "Царство Небесное" ("Konigtum Gottes", B., 1932), "Моисей" ("Moses", Z., 1948), "Вера пророков" ("Der Glaube der Propheten", Z., 1950). В них Б., признавая выводы *новой исагогики, рассматривает историю религии ВЗ как постепенное углубление идеи Царства Божьего.
Б. указывает на парадокс теократического принципа: жестоковыйный народ, пришедший из пустыни, свободно подчиняется верховной власти Господа. "Покорность Высшей силе по своей природе не знает принуждения: ее наличие в каждый момент определяется крепостью веры того, кто изъявил покорность". В книге "Два типа веры" ("Two Types of Faith", L.
-N.Y., 1951) Б. противопоставляет иудейскую веру (эмун() как в е р н о с т ь греческому понятию веры (p...stij), веры как убеждения, к-рое якобы свойственно христианству. Вера-эмуна есть волевой акт всей общины, а вера-пистис, по Б., есть личное миросозерцание. Но такой подход встретил справедливую критику со стороны христ. богословов, к-рые указали Б.
, что именно в богословии ап. Павла личная вера есть одновременно и вера народа Божьего, Церкви. Мн. положения Б. близки к христианским и были использованы теологами разных конфессий. Сам он признавал наличие тесной связи между Ветхим и Новым Заветами и высоко ставил личность Иисуса Христа. "Тот факт, писал он в "Двух типах веры", что христианство видело и видит в Нем (Иисусе.
А.М.) Бога и Спасителя, всегда казался мне фактом величайшей серьезности". В другом месте он выражает уверенность, что "иудейская община в процессе своего возрождения будет оценивать Иисуса не просто как великую личность своей религиозной истории, но также в органическом контексте протекающего в веках развития мессианизма, конечной целью которого является искупление" ("Pointing the Way", L.
-N.Y., 1957, p. 18). Werke: Bd.1-3, Munch., 1962-64; в рус. пер.: Веление духа (избр. произведения), Иерусалим, 1978; Избр. произведения, Иерусалим, 1979; Я и Ты, М., 1992. Б е р д я е в Н., M.Buber, "Путь", 1933, №38; КЕЭ, т. 1; Ш е с т о в Л., Мартин Б., в его кн.: Умозрение и Откровение, Париж, 1964. Библиогр. на иностр. яз. см.: ODCC, p. 206. .