Библиологический словарь - булгаков
Булгаков
Сергей Николаевич, прот. (1871-1944), рус. правосл. богослов. Род. в Орловской губ., в семье священника. В юности пережил духовный кризис и утрату веры, в связи с чем покинул Орловскую ДС (1888). Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та и посвятил себя политэкономии. После поездки в Германию в жизни Б. происходит новый перелом духовный возврат "к вере отцов".
Свой путь к церк. христианству он описал в "Автобиографических заметках" (Париж, 1946) и сб. статей "От марксизма к идеализму" (СПб., 1903). Б. преподавал в Моск. коммерч. ин-те, одновременно работая над сочинениями религ.-филос. характера. В 1918 рукоположен в сан священника. В начале 1923 выслан за границу. До 1925 Б. жил в Праге, а затем поселился в Париже, где стал профессором Правосл.
богосл. ин-та. Приобрел широкую известность как вдохновенный пастырь, утонченный богослов и экуменич. деятель. Наследие его весьма значительно и включает в осн. работы по догматич. вопросам. Библия в трудах Б. К библ. тематике относятся статьи о первохристианстве и апокалиптике, вошедшие в книгу "Два града.Исследования о природе общественных идеалов" (т.1-2, М., 1911). В этих статьях Б. показал себя глубоким знатоком раннехрист. лит-ры, раскрыл духовную актуальность веры и жизни первого поколения Церкви. Б. выступал против ложных интерпретаций происхождения христианства (социально-экономич. и мифологич.), указал на значение апокалиптики для ранней Церкви и для ее жизни в новое время.
Касаясь вопроса об авторстве свящ. книг, Б. высказал мысль, что их церк. значение обусловлено не авторством, а содержанием и каноничностью. *Боговдохновенность книг, по его словам, не может зависеть от их датировки, установленной наукой. В статьях "Профессорская религия" ("Рус. мысль", 1910, №12), "Религиозная мысль на Западе" "Hat Jesus gelebt?" (т а м ж е, 1911, №6) и в сб.
"Тихие думы" (М., 1918) Б. подверг критике либеральное богословие и мифологич. теорию, а в "Очерках по истории экономических учений" (вып. 1, М., 1913) дал обзор хозяйств.-этич. взглядов *пророков и апокалиптиков. Две трилогии Б.: первая "Купина Неопалимая" (Париж, 1927), "Друг Жениха" (Париж, 1927), "Лествица Иаковля" ([Таллин], 1929) и вторая о Богочеловечестве: "Агнец Божий" (Париж, 1933), "Утешитель" ([Таллин], 1936), "Невеста Агнца" (Париж, 1945) относятся к области догматич.
богословия, но в них есть обширные библ. экскурсы. Так, в "Купине Неопалимой" Б. анализирует идею Премудрости в ВЗ, а в "Невесте Агнца" проблему миротворения и эволюции. Первая тема изложена Б. в свете его своеобразного учения о Софии как предвечной "идее" твари, связующей ее с Божеством (это учение вызвало резкую критику мн. правосл.
богословов и осуждение Московской Патриархии). Толкуя библ. рассказ о творении и падении, Б. подчеркивает, что он относится к высшему духовному плану бытия, к метаистории, и поэтому не может противоречить эволюционной концепции, к-рая ограничивается видимым миром ("Невеста Агнца"). Книга Б. "Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола" (Париж, 1926) направлена против католич. учения о примате ап. Петра. Б. утверждает, что первенство с Петром по праву делит ап. Иоанн. Самой обширной работой Б. на библ. темы является "Апокалипсис Иоанна" (Париж, 1948). Развивая свои мысли, высказанные еще в 1910-х гг., Б. видит в Кн.Откровения не просто предсказание о будущем, но книгу "о судьбах Церкви Христовой в мире в пределах истории".Последняя книга Библии, по его словам, содержит то, что "может быть названо христианской философией истории", причем эта историософия "граничит с эсхатологией, в нее переходит". Исагогич. проблемы Кн.Откровения Б. не рассматривает. Ссылаясь на работу *Алло, он пишет, что существует "полная и даже научная возможность спокойно следовать свидетельству Предания" (т.
е. приписывать Откровение Иоанну Богослову). Важнейшим аргументом в пользу этого является, по Б., язык свящ. книги, к-рый "носит явные и резко выраженные черты еврейского стиля". Осн. внимание Б. сосредоточено на внутреннем смысле книги. Мнение комментаторов, к-рые сводят пророчество о тысячелетнем царстве к земной истории Церкви, Б.
считает неудовлетворительным. Он предпочитает букв. толкование: т.е. видит в тысячелетнем царстве реальное событие, к-рое совершится на рубеже истории и "жизни будущего века". Философия хозяйства, М., 1912, ч. 1; Свет Невечерний, Серг. Пос., 1917; Иуда Искариот апостол-предатель, "Путь", 1931, №26, 27; О чудесах евангельских, Париж, 1932; Богословие Ев.
Иоанна Богослова, "Вестник РХД", 1981-82, №131, 134-137. Монахиня Е л е н а [Казимирчак-Полонская], Проф. прот. Сергий Б., (1871-1944) БТ, 1986, сб. 27; З а н д е р Л.А., Бог и мир: Мировоззрение о. Сергия Б., т.1-2, Париж, 1948; е г о ж е, Отец Сергий Б. в кн.: Б.С.Н. Православие, Париж, 1962; К столетию рождения о. Сергия Б. (1871-1971), "Вестник РСХД", 1971, №101/102; Л о с с к и й Н.О., История рус. философии, М., 1956, М., 1991; ФЭС; N a u m o v K., Bibliographie des oeuvres de Serge Boulgakov, P., 1984. .