Библиологический словарь - дагаев
Дагаев
За год до назначения в Ригу Д. защитил магистерскую дисс. "История ветхозаветного канона" (СПб., 1898). Этот труд как бы подвел итоги старым представлениям о времени и обстоятельствах канонизации ветхозав. книг. Исследование начинается с обнародования царем Иосией Книги Закона в 622. Д. не отрицает, что реформа царя была осуществлена под влиянием Второзакония, но думает, что в Книгу Закона входили и прочие части *Пятикнижия.
Он тщательно прослеживает влияние Торы на пророческие писания и делает вывод, что она была известна пророкам. В сохранении и кодификации Закона в *Плена период он усматривает участие прор. Иеремии. На основании перечня пророков в Кн. Иисуса, сына Сирахова, Д. выдвигает тезис, что во 2 в. до н.э. канон был уже сформирован. Его установление он связывает с *Мужами великого собора и деятельностью Ездры.
Споры вокруг ряда библ. книг, к-рые велись среди иудейских учителей в 1 и 2 вв. н.э., Д. считает "вторичными", т. к. канон был уже установлен. Данная т. зр. в наст. время признана устаревшей, и завершение всего канона относят к рубежу 1 и 2 вв. н.э. Однако книга Д. не потеряла ценности как собрание многочисл. фактов, касающихся истории канона.
Так, он показывает, что принятие его христ. Церковью было длительным и сложным процессом, к-рый имел свои особенности на Востоке и на Западе. Диссертация Д. была отмечена современниками как "исследование высокой научной ценности, и едва ли не единственная на эту тему на русском языке специальная работа". Вопрос о Великой синагоге в его отношении к истории ветхозав.
канона, ХЧ, 1895, №11/12; Талмудич. хронология в ее отношении к истории ветхозав. канона, "Владимирские ЕВ", 1897; Два важнейших вопроса в истории ветхозав. канона, СПб., 1899; Беседы на 1-6 гл. I Послания ап. Павла к Коринфянам, "Владимирские ЕВ", 1900, №3, 6, 8; Обет Иеффая, "Рижские ЕВ", 1902, №1. ПБЭ, т.4, с.873-74. .