Библиологический словарь - де во
Де во
(De Vaux) Ролан, иером. (1903-71), франц. католич. библеист, археолог, кумрановед. Род. в Париже. Учился в Сорбонне и духовной семинарии. В 1929 стал священником Парижской епархии и вскоре вступил в Доминиканский орден. Тогда же началась его преподавательская деятельность. Вначале занимался проблемой влияния арабов на ср.-век. культуру Запада.
В 1933 был направлен в *Иерусалимскую библ. школу, и с тех пор его деятельность была тесно связана с ней. Д.В. читал там лекции по библейской *археологии, аккадскому языку и *экзегезе ВЗ. В 1945-65 был директором Иерусалимской библейской школы, одновременно исполняя обязанности ред. "Библейского обозрения" ("Revue Biblique"). В 1961-63 совместно с *Кеньон К.
вел раскопки в Иерусалиме. Принимал активное участие в кумранских исследованиях и в издании рукописей Мертвого моря. Ученый с мировым именем, Д.В. состоял членом многочисл. обществ и академий. Ему принадлежит проект Иерусалимской Библии, для к-рой он подготовил Кн.Бытия (1951) и 1-4 Цар (1949-53), а также библ. главы для "Новой Кембриджской истории древнего мира".
По словам сотрудника Д.В. *Бенуа, "он осуществлял свои исторические исследования и археологические проекты как священник и монах, посвятивший себя служению Богу... Идеалом его жизни оставалась проповедь Иисуса Христа". Гл. труды Д. В. носят итоговый характер. Среди них: "Институты древнего Израиля" ("Les institutions de lAncien Testament", v.1-2, P., 1958-60), своего рода энциклопедия, освещающая различные стороны ветхозав.
жизни (семья, социальные и хозяйств. структуры, военные правила, времяисчисление, культ, праздники, обряды и обычаи). К книге приложена обширная библиография. Незаконченным остался труд Д.В. "Древняя история Израиля" ("Histoire Аncienne dIsraёl", v.1-2, P., 1971-73), второй том к-рого вышел уже посмертно. В 1-м томе, к-рый охватывает период до Иисуса Навина, Д.
В. признавал, что библ. сказания о *патриархах и Исходе записаны значительно позднее самих этих событий, но, в отличие от нем. школы *Альта и *Нота, Д.В. не считал, что сказания Быт и Исх отражают в большей степени веру Израиля, чем подлинные факты. В то же время он не следовал целиком взглядам америк. школы *Олбрайта и *Брайта, к-рые, по его мнению, слишком прямолинейно толкуют свидетельства предания.
Д.В., однако, учитывал роль *устной традиции, к-рая существовала задолго до того, как была записана в Библии. Разделы, посвященные истории религии, "представляют большой интерес с богословской точки зрения, ибо дают исключительно ценный материал для разработки библейского богословия с учетом различных библейских преданий и исторических данных" (П.
Богарт). Книга Д.В. не только история, но и исчерпывающий справочник по ветхозав. истории. Les Patriarches hebreux et les decouvertes modernes, RB, 1946-49; Larcheologie et les manuscrits de la mer Morte, L., 1961; Les sacrifices de lAncien Testament, P., 1964. Список трудов Д.В., см. в: Ephemerides theologicae Louanienses, v.40, Louvain, 1964, р.185-90. *А м у с и н И.Д., Кумранская община, М., 1983; Б о г а р т П.М., Рецензия на 1-й т. "Древней истории Израиля", "Логос", 1972, №8; Ш т о л ь Г.
А., Пещера у Мертвого моря, пер. с нем., М., 1965; B e n o i t P., Le P-re Roland de Vaux, "Lettre de Jerusalem aux amis de lЕcole Biblique et Archeologique Fran›aise", 1971, №3; NCE, v.16, p.122. .