Библиологический словарь - ибн-эзра
Ибн-эзра
И.-Э. внес вклад и в экзегетику, написав ряд комментариев к Библии. Подобно своему современнику *Абеляру, И.-Э. защищал принципы научной экзегезы. По словам еп.*Михаила (Лузина), "он противопоставлял толкование Ветхого Завета методом историко-филологическим и грамматическим отвлеченному схоластическому, которым скорее уничтожался, чем развивался экзегезис; но, с другой стороны, он противопоставил этот метод и толкованию, основанному на предании, на толкованиях древних, по катенам и сирам и тому подобным вещам.
Комментарий Абен-Езры вообще самостоятельный ученый труд, который в грамматическом отношении имеет доселе свою цену". И.-Э. принадлежит ряд смелых по тому времени исагогич. гипотез. В частн., он предположил, что Кн.Иова была переведена с какого-то иного языка, и поставил вопрос о двух авторах Кн. прор. Исайи. Зная, что подобные гипотезы вызовут протест ортодоксов, И.
-Э. часто излагал их в зашифрованном виде. Так, в комментарии на Втор он пишет: ""За Иорданом" и прочее, лишь только уразумеешь тайну двенадцати, а также "и написал Моисей Закон", и "Хананеянин был тогда на земле", "на горе Божией будет открыто", потом также "вот постель его постель железная", тогда узнаешь истину". Эту загадочную фразу в 17 в.
сумел расшифровать *Спиноза. Она включает в себя те места *Пятикнижия, которые могли быть написаны после Моисея. Слова "за Иорданом" (Втор 1:1) указывают, что написавший их жил уже в Ханаане на зап. берегу реки. "Тайна двенадцати" 12 стихов последней гл. Втор, где говорится о смерти Моисея. Слова о хананеях (Быт 12:6) подразумевают, что, когда они были написаны, хананеи уже не населяли Море у Сихема.
Железный одр (Втор 3:11) мог появиться лишь позднее, после Моисея, т.к. железо было принесено в Ханаан филистимлянами. ЕЭ, т.8; *С п и н о з а Б., Богословско-политич. трактат, пер. с лат., М., 1935; NCE, v.7. .